Должника признали несостоятельным и освободили от выплат кредиторам из-за недостатка активов. ВС решал, нужно ли включить в конкурсную массу собственность его супруги, которая отошла ей по брачному договору.
В 2018 году суд завершил процедуру банкротства Александра Арусова*. У должника не нашли никакого имущества и освободили его от расчетов с кредиторами. Апелляция и кассация решение подтвердили (дело № А40-169307/2016).
Таким образом, удовлетворения своих требований не получил Виктор Лапшин*. Арусов задолжал ему в общей сложности почти 4 млн руб. по договорам займа от 2012 года.
Кредитор обратился в Верховный суд с жалобой на решения нижестоящих инстанций.
ВС установил, что, согласно материалам дела, в 2013 году должник заключил со своей супругой брачный договор. Уже во время процедуры несостоятельности финансовый управляющий пытался оспорить действительность соглашения, но суд отказал ему в иске.
Коллегия судей под председательством Дениса Капкаева отметила, что суды, освободив должника от исполнения обязательств, не учли, что брачный договор является двусторонней сделкой супругов и не влечет правовых последствий для третьих лиц. Таким образом, если сторонние обязательства возникли до заключения такого соглашения, кредиторы могут удовлетворить свои требования как за счет средств должника, так и за счет собственности супруги по брачному договору.
«Перешедшее по брачному договору супруге Арусова общее имущество подлежало включению в конкурсную массу и реализации в процедуре банкротства должника», – говорится в определении.
ВС удовлетворил жалобу Лапшина, отменил акты нижестоящих судов и направил дело на пересмотр в первую инстанцию.
* – имена и фамилии участников процесса изменены редакцией.