Конфликт вокруг строительства нефтепровода: томскому олигарху Агееву припомнили долги

Сергей Агеев
Сергей Агеев

АО «Возрождение» обратилось в правоохранительные органы с требованием привлечь к уголовной ответственности томского предпринимателя, экс-депутата томского Заксобрания Сергея Агеева. Бывшие подрядчики почти 10 лет не могут взыскать с Агеева 61 млн рублей.

Сергей Агеев

Известная в Поволжье компания АО «Возрождение» специализируется на строительстве инженерных коммуникаций. В 2010 году компания (тогда форма собственности была ЗАО) получила от аффилированной с Сергеем АгеевымООО «Северная группа» субподряд на прокладку нефтепровода. Речь идет о масштабном проекте ОАО «Транснефть» «Восточная Сибирь — Тихий океан», где агеевские структуры выступали субсубподрядчиками. «Возрождение» занималось прокладкой трубопровода на участке в три километра за 230 млн рублей. Закончив работу на объекте, самарская компания недополучила часть расчета и в 2012 году обратилась в арбитражный суд города Москвы с требованием о взыскании с ООО «Северной группы» 61 мнл рублей.

В суде «Северная группа» (СГ) признала требования. «Возрождение» получило на руки исполнительный лист, но до сих пор не смогло вернуть средства. Как теперь подозревают в «Возрождении», Агеев и не планировал с ними рассчитываться. В переданных в правоохранительные органы документах юристы приводят многочисленные подтверждения своим подозрениям.

По показаниям сотрудников СГ, а также по показаниям контрагентов СГ, Агеевым была применена примитивная, но действенная схема с целью оставить часть своих бизнес-партнеров без расчета. Для этого, по словам свидетелей, было создано второе ООО «Северная группа», на которое выводились денежные средства кредиторов и контрагентов. А дальше, через ряд компаний-прокладок, заложенные активы аккумулировались на чистых компаниях, записанных на родственников Агеева.

Похожи до потери различия

В 2011 году старая компания Сергея Агеева «Колта» сменила название на «Северная группа». Учредителем стал Юрий Шелестов – тот же человек, что формально руководил «старой» «Северной группой». Разница была только в том, что старая СГ прописана в Москве, а новая в Томске. При этом, по многочисленным утверждениям бывших работников, фактически обе компании находились в Томске.

В марте 2014 года, когда и старая, и новая СГ находились в стадии банкротства, СУ СКР по Томской области возбудило уголовное дело о невыплате зарплаты работникам компаний, подконтрольных Сергею Агееву, в рамках которого были допрошены сотрудники обеих «Северных групп» и их контрагенты.

Так, например, директор ООО «Томский лес», аффилированной с Агеевым компанией (учредителем компании числится Людмила Агеева), Алексей Обласов пояснял, что Агеев – фактический собственник холдинга «Северная группа».

«У старой СГ огромные долги, связанные не только с заработной платой, но и с обманутыми контрагентами. Для того, чтобы не платить свои долги, Агеев гендиректором сделали схему, по которой все права подрядчика СГ (старая) передала новой СГ. Для того, чтобы в старую СГ не поступали денежные средства, которые надо будет направлять на погашение долгов, они перевели контракты с ОАО «Особые экономические зоны» (ОЭЗ -один из контрагентов- прим.ред.) на новую СГ», — из показаний Обласова.

Аналогичное мнение высказывали многие сотрудники обеих СГ или смежных компаний, связанных с бизнесом Сергея Агеева: экономисты, бухгалтера. Даже контрагент, о котором говорил Обласов, главный инженер ОАО ОЭЗ Николай Барановв показаниях следователю рассказал, что в 2012 году к ним поступило уведомление от руководства старой СГ о правопреемственности новой СГ. Юристам ОЭЗ этого показалось недостаточно, и стороны приступили к переговорам для заключения нового договора. В переговорах непосредственное участие принимал Сергей Агеев.

«Было объявлено, что он [Агеев]является владельцем компании, собственником. Хотя при проверке документов мы установили, что юридически он к данным компаниям отношения не имеет. При проведении переговоров со стороны ООО «Северная группа» он осуществлял ведущую роль. Однажды в процессе переговоров я задал ему вопрос о том, кто он? Агеев С.Л. осекся и сказал: «Советник», — из протокола допроса Николая Баранова.

Дальше Баранов рассказывает, что со слов Агеева, СГ была разделена на две компании с одинаковым названием. С одной частью он расстается, с другой будет продолжать работать. ОАО ОЭЗ попала в список компаний, с которыми продолжали работать. А «Возрождение», как и многие другие компании, решили сбросить как балласт.

Бухгалтер материальной группы новой СГ Виктория Бакшеева в показаниях рассказала, что у СГ было 11 банк-клиентов. Такая практика вводилась для того, чтобы всегда оставался «чистый» счет, на который можно переводить средства, не опасаясь ареста.

«Я думаю, что такие банки, как «Русский ипотечный», «Юникредит», «Россельхозбанк» — были открыты для кредитных линий. В ОАО «Уралсиб» был зарплатный проект. Я считаю, для функционирования организации достаточно 1 счета. Новые счета открывались, т.к. знали, что «падал» арест или должен был быть наложен, открывались новые расчетные счета, чтобы не потерять денежные средства, вывести их на другую организацию – новую ООО «Северная группа», — цитата из показаний Виктории Бакшеевой.

Если верить СМИ, трюк с созданием одноименной компании для ухода от долговых обязательств практиковался Агеевым и до схемы Северных групп. В 2015 году МК в материале «Великий комбинатор Томской области» рассказывает об аналогичном юридическом фортеле Агеева с компанией ООО «Стройнефтегаз». На компании числился долг по налогам в размере 61 млн рублей, эта компания впоследствии была обанкрочена, а новая «Стройнефтегаз» получила подряд на том же объекте «Транснефти» по строительству нефтепровода на Дальний Восток. В состав учредителей новой ООО «Стройнефтегаз» входила Людмила Агеева – по данным МК, мать Сергея Агеева.

«В момент, когда уже «старое» ООО «Северная группа» отвечало признакам неплатежеспособности (накопив перед кредиторами долгов на миллиард и не желая возвращать их), осуществили противоправные, незаконные и недобросовестные действия по безвозмездной передаче всех активов (дебиторской задолженности на сумму 79 889 306,08 рублей) должника на новое юридическое лицо с ТАКИМ ЖЕ НАИМЕНОВАНИЕМ. На обывательском языке безвозмездное изъятие и передача имущества именуются словом «хищение», — говорится в заявлении АО «Возрождение».

Банкротство как источник обогащения

Структура бизнеса Сергея Агеева сегодня выглядит как кладбище юридических лиц. Сам Агеев признан банкротом с общим долгом 700 млн рублей. Обе «Северные группы» признаны банкротами с задолженностью перед кредиторами в сумме 929 млн рублей (старая) и 307 млн рублей (новая). Признаны банкротом ООО «Транс Север групп» (задолженность 725,9 млн рублей), ООО «Томский лес» (67,4 млн рублей), ООО «Риэлт-Инвест» (долг 516 млн рублей), и ООО «Сибстройнефть» признана банкротом с задолженностью в 700 млн рублей. Также банкротом признана Ольга Агеева с долгом 154 млн рублей.

В ходе арбитражного процесса по банкротству СГ арбитражным управляющим новой СГ были выявлены и оспорены многие сделки по выводу активов (спецтехника, дебиторская задолженность, денежные средства) со старой СГ. Об этом АО «Возрождение» также проинформировало правоохранительные органы. В дальнейшем новая СГ также вступила в процедуру банкротства.

Часть активов обанкроченных СГ напрямую или через посредников приобретает компания ООО «АСТ-Ресурс». Интересным в этой схеме выглядит роль Томского УФССП. Рабочую технику судебные приставы реализуют как малоценное имущество. Это дает им основания не обращаться за независимой оценкой и не проводить торги.

Так, например, судебными приставами был реализован Экскаватор KOMATSU PC300 за 100 тыс. рублей, хотя просто сдав его на металлолом ведомство бы получило не менее 500 тысяч, а рыночная стоимость такого экскаватора оценивается примерно в 3-4 млн рублей.

Еще часть активов СГ «АСТ-Ресурс» по заведомо сниженной стоимости получило от ООО «Транс Север Групп». На балансе этой компании находилось 17 единиц техники, ранее принадлежавшей СГ. Еще до того, как «Транс Север групп» вошла в процедуру банкротства, «АСТ-Ресурс» выкупило долг у основного кредитора АО «Юникредитбанка».

Формально ни «АСТ-Ресурс», ни «Транс Север групп» никак не связаны с Сергеем Агеевым. Мог ли он допустить, чтобы его активы за бесценок перешли в чужие руки? Мог. Но есть нюансы.

Учредитель «АСТ-Ресурс» — некий Михаил Леонидович Агеев. Учредитель «Транс Север групп» Людмила Агеева, которую, как говорилось выше, в прессе называют матерью Сергея Агеева.

Перед тем как войти в процедуру банкротства, выставляющий себя нищим Сергей Агеев «перевел задолженность» Михаилу Агееву в сумме 26 млн рублей. Эта информация стала известна в 2016 году, когда конкурсному управляющему Агеева удалось в суде оспорить транш.

В 2018 году «АСТ-Ресурс» реализовало технику омской компании ООО «СпецСтройАвангард» за 232 млн рублей с рассрочкой платежа на 5 лет. Однако в феврале 2019 года компания Агеева подала иск в арбитражный суд с требованием расторгнуть договор, вернуть технику и возместить деньги за эксплуатацию техники. При этом, независимая компания, привлеченная Агеевым, оценила год амортизации техники в 500 млн рублей.

Характерный пример:амортизация проданного в 2018 году за 242 тыс. рублей УАЗа (в народе «буханка») была оценена в 2,5 млн рублей. По 275 тыс. рублей в месяц. Естественно, Арбитражный суд Омской области отказался накладывать на технику арест, но егонеосмотрительно наложил Следственный комитет Томской области,который не смутила фантасмогоричность «расчетов». Какэто не удивительно,но в настоящий момент, пишет «Возрождение», техника у нового собственника изъята силовиками в пользу Агеева.

О чем не пишет «Возрождение»

В своем заявлении «Возрождение» обходит тему связи Сергея Агеева с сибирскими силовиками, хотя об этом писали федеральные СМИ. Например, regions.ru в 2017 году приводило список уголовных дел, фигурантами которых становились либо сам Агеев, либо члены его команды и аффилированные с ним компании. Значимыми уголовными делами издание называет дело о невыплате зарплаты сотрудникам старой «Северной группы» (СКР по Томской области 2013 год), дело о невыплате зарплаты новой «Северной группы» (СКР по Томской области 2016 год), дело о подлоге (СУ МВД).

В 2016 году СКР даже проводил обыски в офисе Сергея Агеева и, как пишет издание, документов обнаружено не было, зато в одном из сейфов следователи нашли муляж фекалий. Этот инцидент наглядно иллюстрирует отношение предпринимателя к правоохранительной системе и ее сотрудникам, а также о чрезвычайной его информированности о процессуальных действиях следственных органов. Или просто Агеев хранит у себя в сейфе муляж фекалий.

В 2017 году, по данным сайта Novo-tomsk.ru, Сергей Агеев был задержан в связи с заявлением об изнасиловании. Однако, дело удалось замять.

Ни одно из возбужденных уголовных дел не дошло до суда. В указанных материалах СМИ, авторы предполагают, что избегать справедливого и должного расследования уголовных дел Агееву помогали руководители силовых ведомств, чьи родственники были трудоустроены в подконтрольные Агееву компании на высокооплачиваемые должности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version