Пару лет назад офшорные фирмы Гусинского, которые по-прежнему занимаются выпуском сериалов для российского ТВ, оказались под угрозой банкротства. Теперь проблемы начались и у самого опального олигарха. Основатель телеканалов НТВ, ТНТ, газеты «Сегодня» и журнала «Итоги» рискует оказаться на скамье подсудимых за дачу ложных показаний в лондонском суде. Впрочем, чего не сделаешь, чтобы не платить кредитору?
Владимир Гусинский почти 20 лет живёт за границей – то ли в Израиле, то ли в США. Но связи с Россией у него остались. Сериалы «Улицы разбитых фонарей», «Менты», «Тайны следствия», «Ментовские войны» – всё это продукты его компаний, которые до сих пор сотрудничают с отечественными телеканалами. Правда, в 2017 году эти фирмы начали тонуть в финансовых проблемах, и тогда их владелец запустил в них процедуры банкротства по известной с 90-х «кольцевой» технологии. Проще говоря, связанные между собой компании начали предъявлять друг другу взаимные претензии по долгам и другим обязательствам. Суммы претензий, как правило, незначительные. Но «свои» конкурсные управляющие организуют банкротство так, что основные кредиторы остаются за бортом.
Схема известная. Центры прибыли находятся в офшорных структурах, компании в России не обладают никаким имуществом (всё оформлено в аренду). После банкротства можно создать новые юрлица и продолжить бизнес как ни в чём не бывало. Примерно по такой схеме и проходило банкротство принадлежавшей Гусинскому группы «Мост» – его основного актива в России. Но теперь схема эта, по-видимому, дала сбой, в результате чего бывшему олигарху грозят серьёзные неприятности на Западе.
Как два Владимира в Лондоне судились
Собственником всех сериальных компаний Гусинского, которые зарегистрированы в России, является швейцарская фирма «Нью Сенчури». Три её «дочки»: «Серебряный экран», «Форвард фильм» и «Центр кинопроизводства», по-видимому, вовлечены в «кольцевое» банкротство. При этом в феврале 2013 года «Нью Сенчури» получила срочную кредитную линию в 75 млн долларов в люксембургском «Ист-Вест Юнайтед Бэнк С.А.». Банк этот принадлежит АФК «Система» миллиардера Владимира Евтушенкова. Юристы «Системы», очевидно, поняли ситуацию в российских «дочках» «Нью Сенчури», и потому люксембургский банк потребовал срочно вернуть деньги, иначе ему ничего не достанется.
Сама по себе «Нью Сенчури» не стала ответчиком по иску банка в лондонском Международном арбитражном суде, это место заняли пять других структур. Первые две – ООО «Кинопроизводственный центр» и ООО «Прогресс-студия» – зарегистрированы в России и являются 100-процентными «дочками» швейцарской компании. Последняя, в свою очередь, принадлежит другому ответчику по иску – «Нова Сенчури Холдингс ЛТД» (Гибралтар), которая приходится «дочкой» фирме «Нью Медиа Программинг» (Каймановы острова). Последнее звено в этой цепочке – «Нью Медиа Дистрибьюшн Компани СЕЗК ЛТД» («НМДК»), также «прописанная» на экзотических островах. Вот такая «матрёшка» есть у господина Гусинского.
Все перечисленные организации были поручителями «Нью Сенчури» по кредиту в люксембургском банке. Швейцарская фирма в рамках кредитной линии использовала 35 млн долларов, а вернула только 26 миллионов. Судебное разбирательство в Лондоне дошло до того, что роскошная квартира Владимира Гусинского в столице Британии оказалась в залоге у кредитора и могла уйти с молотка. Правда, и квартира осталась при нём, и деньги банку беглый олигарх до сих пор не вернул.
В лучших традициях 90-х
Адвокаты Гусинского поначалу решили применить простые, но действенные методы. Они выкатили встречный иск против банка, обвинив его и АФК «Система» в тайном сговоре с целью нанесения ущерба сериальному бизнесу основателя НТВ. Обвинение абсурдное, встречный иск в итоге был отозван. Однако эта тактика позволила юристам медиа-магната затянуть дело на целый год. Истец по-прежнему требовал немедленного и полного погашения кредита. Но адвокаты Гусинского попросили суд разделить выплату долга на два этапа. Объяснили они это тем, что на счетах компаний Владимира Гусинского есть всего 5,2 млн долларов, и тем, что удовлетворение иска якобы создаёт риск банкротства этих структур.
Поскольку лондонский Международный арбитраж, по-видимому, раньше не пересекался с Гусинским и не имеет представления о «кольцевом» банкротстве, он принял компромиссное решение. Так сказать, исходя из презумпции добросовестности всех участников процесса. Структурам Гусинского было предписано в течение нескольких недель выплатить банку первую часть задолженности в 4,75 млн долларов. Сам олигарх дал понять, что деньги он получит по суду от своего бывшего партнёра по украинскому медиапроекту ТВi Константина Кагаловского. Миллионы эти якобы уже были депонированы в Британии, и как только суд отклонит апелляцию Кагаловского, они автоматически уйдут в адрес «Ист-Вест Юнайтед Бэнк С.А.». Прозвучала даже точная дата погашения долга – не позднее 31 марта 2019 года.
За окном уже август 2019 года, Гусинский получил деньги от Кагаловского, но на счета люксембургского банка от него не поступило ни цента. Собственно, чего ещё можно ждать от воротилы, сделавшего состояние в нищей России 90-х? Но стоит разобраться в том, как ему удалось провернуть это очередное «кидалово».
Креатив на Каймановых островах
7 декабря 2018 года Константин Кагаловский проиграл в Лондоне апелляцию в рамках другой тяжбы с Владимиром Гусинским. После этого 5,2 млн долларов, из которых адвокат основателя НТВ обещал погасить первую часть долга перед банком, поступили на счёт «Нью Медиа Дистрибьюшн Компани СЕЗК ЛТД». Не прошло и месяца, как Гусинский подал на Каймановых островах заявление о банкротстве этой компании, утверждая о наличии задолженности на сумму 5,75 млн долларов перед частными лицами – «членами креативной команды», которые согласились ранее ждать получения денег. Вся сумма со счетов «НМДК» незамедлительно отправилась «погашать» долги перед этими неизвестными «творческими работниками». Очевидно, что Гусинский заранее предвидел такое развитие событий, но на международном арбитраже говорить об этом не стал.
Проще говоря, бывший российский олигарх ввёл в заблуждение лондонский суд о выплате 4,75 млн долларов ответчику. Судя по материалам этого процесса, которые есть в распоряжении редакции, он лично под присягой юлил, выкручивался и врал. И ладно бы это был единственный такой случай. Но в материалах суда есть показания Владимира Гусинского от 17 октября 2018 года о том, что он гарантирует выплату денег кредитору, поскольку на 90% является бенефициаром той самой «Нью Медиа Дистрибьюшн Компани» с Каймановых островов. Однако из реестра местных компаний следует, что по состоянию на 31 октября того же года владельцами этой фирмы значились Антон Андреевич Клямко (85%) и Светлана Николаевна Черномырдина (15%). Впоследствии Гусинский выкупил у них компанию, но, судя по платёжному документу First Carribean International Bank, который также есть в распоряжении редакции, деньги за выкуп долей Клямко и Черномырдиной были перечислены им лишь 22 октября – на пять дней позже даты показаний Гусинского в суде.
На основе всего этого трудно не сделать вывод о том, что бывший российский олигарх судился с кредитором от лица фирмы, которая на момент принятия судебного решения им не контролировалась. Соответственно, все остальные вердикты, которых добивался Гусинский как владелец этой компании, также можно считать юридически ничтожными. И как тут не вспомнить, что по законам Соединённого Королевства лжесвидетельство является уголовным преступлением. За это можно легко получить до двух лет тюрьмы. Неужели скандальный медиамагнат думает, что и здесь он сможет выкрутиться?