Порносайты раздают данные о своих посетителях всем подряд. Эти секреты нужны даже Google

порносайты раздают данные о своих посетителях

Ручки-то вот они!

Многие пользователи сети считают сайты «для взрослых» особой зоной отчуждения: они ассоциируются с одиночеством и закрытостью. Однако последние исследования ученых доказывают: известные платформы не только знают многое о каждом посетителе, но и готовы поделиться этой информацией со всем миром. Порносервисы не гарантируют никому анонимности и безопасности, потому что продают и выдают данные о миллионах запросов гостей буквально каждому встречному. Среди заинтересованных оказались и крупнейшие IT-корпорации — такие как Google и Facebook. Зачем технологическим гигантам интимные подробности и как эротические сервисы обманывают пользователей, — разбиралась «Лента.ру».

Недавно несколько американских исследователей объединились ради совместной работы в области защиты данных. Их выводы были однозначными: крупные интернет-компании тщательно следят за пользователями сайтов «для взрослых». Вселяя в посетителей сервисов «принципиально обманчивое ощущение уединенности», они точно знают, чем увлекается каждый из них. Анализ 22,5 тысячи порносайтов показал, что 93 процента из них передают собранные данные третьим лицам. Лишь на 3,8 тысячи порталов можно было ознакомиться с политикой конфиденциальности — и, по словам специалистов, эти правила написаны таким образом, что для их понимания необходимо «двухлетнее высшее образование». Почти половина сайтов могут составить портрет каждого юзера — даже того, который пытается скрыться в режиме «инкогнито».

Новый рейх

Подавляющее большинство сайтов и приложений содержат сторонние коды, о которых рядовые пользователи, как правило, не знают. Они позволяют другим компаниям незаметно отслеживать их действия или даже создавать подробные «анкеты» их привычек и интересов. К примеру, 74 процента сайтов использовали программное обеспечение от DoubleClick, — продукт дочерней компании Google, предназначенный для анализа поведения юзеров. Алгоритмы слежки, разработанные гигантами Oracle и Facebook, были обнаружены на 24 и 10 процентах сайтов соответственно. Остается загадкой, почему крупнейшая в мире социальная сеть строго запрещает даже изображения обнаженных тел на своей платформе, при этом явно желая подглядеть за своими пользователями на просторах интернета.

Большая часть переданных данных — 79 процентов от всего массива информации — это cookie-файлы. Некоторые сайты уведомляют об их сборе, однако большинство порталов просто предустанавливают на свои платформы сервисы от сторонних компаний. Нередко они следят за происходящим на экране напрямую: так называемые пиксельные трекеры существуют, чтобы идентифицировать пользователя или причислить его к той или иной группе посетителей. Это необходимо в первую очередь для удержания гостя на сайте, понимания его предпочтений, а также управления и подбора торговых предложений.

Общеизвестно, что такие программы слежки используются на большинстве сайтов: к примеру, так можно отследить наиболее популярные и востребованные у пользователей страницы или заработать на рекламе. Взамен владельцы этих программ получают данные о гостях страниц, — по их словам, это обезличенные массивы информации. Тем не менее некоторые данные (к примеру, IP-адрес устройства или номер мобильного телефона) вполне позволяют сопоставить владельца гаджета с его аккаунтами в соцсетях или с его «маркетинговыми профилями». Такие, по утверждениям исследователей, составляют брокеры данных, принадлежащие крупной компании Oracle. Ранее ниша порносайтов в этом вопросе игнорировалась, однако оказалось, что они также представляют интерес для крупных компаний, которым не стоило бы «доверять» подобную информацию.

«То, что механизм отслеживания сайтов “для взрослых” очень похож, скажем, на онлайн-ретейл, должно стать огромным красным флагом», — предостерегла один из авторов исследования, доктор наук Елена Марис. Она подчеркнула, что посещение подобных порталов — нечто глубоко личное, и не должно иметь ничего общего с механизмами, работающими в сетевом шопинге.

Согласно опубликованному отчету, большинство посетителей даже не знают, что становятся предметом торга. Более того, многие не смогут никогда получить эту информацию, — лишь 17 процентов проверенных сайтов предлагалипользователям документацию о пользовательской конфиденциальности. По мнению ученых, владельцы порносервисов «насиловали» своих клиентов: принимая их молчание за одобрение, они буквально нарушали принцип сексуального согласия.

Рискованное дело

Исследователи уверены: в группу риска попадают абсолютно все пользователи сети, ведь эти данные распространяются в сети бесконтрольно. «И, следовательно, потенциально могут быть использованы против них», — заключают они. Исследователи сравнили такие «чувствительные» данные с медицинской картой: завладев подобной личной информацией, можно превратить любого человека в ведомую жертву.

Информация, собранная «особенными» сайтами, создает многочисленные возможности для насилия, шантажа и дискриминации, и представляет реальную опасность для любителей онлайн-порно. Утечка таких данных будет фатальна не только для тех, кто постоянно потребляет специфический контент, но и для тех, кто из любопытства решил ознакомиться с такими роликами под маской «анонимного» режима браузера, так как сопоставить виртуальные «профили» пользователей с каждым новым гостем портала можно в любой момент. Особую опасность это представляет для тех, кто хотел бы держать свои сексуальные предпочтения в секрете, — из-за психологических особенностей или высокого социального статуса. «Эти риски повышены для уязвимых групп населения, чье использование порнографии может быть классифицировано как ненормативное или противоречащее их общественной жизни», — подчеркнули специалисты.

Худшая составляющая этой слежки, считают ученые, — тот факт, что шпионские скрипты фиксируют URL страницы, посещенной пользователем. Это могло бы быть безболезненным в случае с другим контентом, однако в ситуации с порно такие данные становятся взрывоопасными. Ученые уточнили, что лишь основываясь на содержании URL-адресов страниц порносайтов можно «разоблачить» гендерные и сексуальные интересы большинства пользователей, — это касается в основном нишевых тематических порталов, которые в своем названии раскрывают жанр представленных изображений и роликов. Хакеры могут использовать эту конфиденциальную информацию в своих целях: вымогать деньги или просто навредить репутации человека. Есть также шанс, что в репрессивных государствах и консервативных обществах информация о сексуальности станет поводом для преследований.

Зачем социальной сети Facebook или IT-гиганту Google необходима такая информация — неизвестно. Обе корпорации категорически отрицают, что используют собранные данные в целях маркетинга и рекламы, однако это лишь усложняет понимание ситуации. В комментарии The New York Times они заявили, что оставляют эти массивы анонимными: спикер из Google уточнил, что компания также запрещает таргетинг на основе сексуальных интересов пользователя. В Facebook также назвали такую рекламу запретной для платформы. При этом пиксельный трекер от Facebook доступен любому, кто захочет встроить его на свой сервис. Пресс-секретарь корпорации предположил, что при получении уведомления о новых секс-сайтах, использующих эти инструменты, компания будет принимать меры против них. В компании Oracle вовсе отказались комментировать данные о сборе информации с порносайтов.

Однако сайты «для взрослых» совершенно легально владеют такой информацией, как даты рождения, IP-адреса или адреса электронной почты, и они могут стать лакомой добычей для кибермошенников, которых привлекут подобные специфические данные. Атаки на известные бесплатные порносервисы привели к тому, что огромный массив информации о пользователях был распространен в сети. Та же участь иногда постигала и нишевые порталы: к примеру, в 2016 году хакеры взломали сайт, где собирались любители фистинга и анального секса, и обнародовали данные о посетителях. Незащищенность таких платформ потенциально может пугать любого юзера, не говоря уже о том, что почти все сервисы, как выяснилось, сотрудничают с крупными технологическими компаниями, которые и без этого владеют гигантским массивом данных о каждом пользователе сети.

Влияй и властвуй

Ранние исследования показали, что крупные стриминговые сервисы — к примеру, самый посещаемый в мире сайт PornHub (125 миллионов заходов в день) — собирают больше данных о юзерах, чем их «мирские» аналоги Netlflix или Hulu. Платформа фиксирует не только IP-адрес и время входа на сайт, но и местоположение пользователя, тип оборудования и программного обеспечения, а также все параметры просматриваемых роликов (что смотрит, как долго, что ищет потом). Чтобы создать учетную запись, пользователи сами выдают порталу свои имя, дату рождения и пол. Это позволяет платформе проводить не только рекламные исследования, но и общекультурные: примерно пару раз в месяц в блоге PornHub Insights появляется отчет об интересе пользователей к определенному контенту в тех или иных условиях. Наибольший интерес обычно вызывает аналитика, посвященная общемировым праздникам или крупным культурным или спортивным событиям (от выхода новых «Мстителей» до выборов президента США).

На первый взгляд может показаться, что эта бизнес-схема проста, однако на деле это не так: анализу подвергаются даже незначительные детали. Согласно журналистскому расследованию Quartz, компании важны не только герои, но и интерьер, и даже цвет мебели. В качестве примера в материале приводится женщина, которая просматривает несколько видео и чаще выбирает те, на которых героиня носит кружевное белье, или те, где мужчина долго раздевается. Все такие предпочтения отслеживаются стриминговыми сервисами, и если тенденция присутствует у достаточного количества гостей сайта, вскоре студии получат заказы именно на такие ролики. Похожие действия производит и Netflix, снимающий высокобюджетные сериалы, однако все исследователи сходятся о мнении, что «взрослый» контент дает большее количество точек анализа за сравнительно небольшие для производителя деньги.

Базы таких данных стали гарантом процветания огромной империи MindGeek, обширной глобальной компании, которой принадлежат хостинги PornHub, Redtube, YouPorn и другие, а также крупнейшие студии вроде Brazzers. Имея огромную аудиторию на всех сервисах, монополист сразу получает данные о популярном и непопулярном контенте, о специфических запросах аудитории и ее поведении. Сбор такой информации дает корпорации преимущество, когда речь заходит о создании собственного контента: она всегда знает, что и кому сможет эффективно продать. Помимо этого, платформы постоянно расширяют функционал, привлекая новую аудиторию, анализируют будущие тренды в сети или открывают школы секс-просвещения для детей. Ранее им это позволяли другие крупные компании, объявившие секс-контент табуированным (к примеру, Facebook). Однако, учитывая новую информацию о покупке данных, ситуация вскоре может измениться.

Постоянно расширяющаяся империя MindGeek захватила и другие аспекты жизни пользователей. Им предлагают не только ролики или синхронизирующиеся секс-игрушки, но и VPN-сервисы от компании, одежду, предметы интерьера и даже политика (ранее компания обеспечила информационную поддержку одному из членов Демократической партии). В век, когда в сеть невозможно выйти незамеченным, случаются и казусы: к примеру, один из пользователей сети никак не мог понять, почему в его истории поиска появляются ролики «для взрослых», которые он никогда в жизни не смотрел и не гуглил. Как позднее выяснилось, виной тому были всплывающие окна или синхронизированные устройства.

Приди и защити

Как отреагируют пользователи на новости о распространении их данных — пока непонятно. До сих пор наиболее «дорогие» и резонансные иски к порнокомпаниям подавались участниками съемок. Последний громкий скандал был связан с партнером PornHub, поставщиком контента Girls Do Porn: 22 женщины предъявили компании иск сразу по трем пунктам — мошенничество, эмоциональный ущерб и незаконное присвоение их изображения. По данным одного из адвокатов, по меньшей мере сто женщин признают, что были обмануты сотрудниками компании. По данным Верховного суда Сан-Диего, все они рассказывают идентичную историю: их приглашали к сотрудничеству с модельным агентством Begin Modeling, а во время собеседования предлагали тысячи долларов за съемки в порно. Позднее «работодатели» переходили на крик и угрожали женщинам. Согласившимся обещали, что видео с их участием никогда не будет широко распространяться в сети.

Однако условия были нарушены: по меньшей мере 11 жертв по-прежнему представлены в видеоподборках на PornHub. Многие из них утверждают, что с ними жестоко обращались, несмотря на их жалобы на боль. В сети ролики были представлены в сопровождении личных данных девушек, из-за этого они стали жертвами травли и преследований, как в сети, так и в реальной жизни. Некоторые из них признали, что этот эпизод полностью разрушил их жизнь. Известно, что владелец компании в попытке отсрочить рассмотрение скандального дела пытался начать процедуру банкротства. Примечательно, что канал Girls Do Porn является одним из наиболее популярных и доступен только по платной подписке — издание Vice отмечает, что платформа гордится представленным там контентом и считает его достойным дополнительной платы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version