Корреспонденты NGS55.RU побывали в тоннеле знаменитого омского долгостроя
На глубине нескольких метров под землей началась консервация первого пускового участка первой линии омского метро «Библиотека имени Пушкина». Работы ведет уральская компания «Челябметросторой» (она была единственным участником тендера) и выполнит их по начальной цене контракта — за 97 миллионов рублей.
Правобережный участок многострадального омского метрополитена находится в самой высокой степени готовности по сравнению с другими. Его протяженность — 730 метров. Этот участок решили законсервировать в первую очередь, потому что он находится в центре города. Работы на первом пусковом участке закончат уже в середине декабря.
В тоннель мы проникаем через вентиляционную шахту. Здесь очень холодно и темно. Мобильная связь не улавливает сигнала. На стенах осел оставшийся после зимы конденсат. Перед началом работ через эвакуационный выход из тоннеля вычистили всю грязь. Теперь челябинские метростроители приступили к самой консервации.
— Здесь предусмотрена сухая консервация — доведение незавершенных конструкций до проектного состояния и обеспечение вентиляции, водоотлива и осушение. Залить тоннели бетоном не получится — это колоссальные деньги, в этом и нет необходимости, — поясняет технический директор КУ «Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений» Владимир Плеханов.
Омское метро не хоронят. Под «сухой» консервацией подразумевается завершение работ с ранее начатыми конструкциями, оборудование их системами вентиляции, электроосвещения и водоотведения. Таким образом объекты удастся сохранить до того момента, пока не будет решено их использовать. Правда, когда это произойдет и произойдёт ли вообще, никому не известно. В тоннеле будет работать «система контроля доступа от проникновения третьих лиц» — видимо, причиной этому послужил недавний инцидент, когда омич Игорь Убежкин проплыл на лодке по омскому метро в районе недостроенной станции «Заречная».
Первые предложения построить в Омске метрополитен звучали ещё в 1960-х годах. Официальное решение было принято в конце 70-х, когда город стал миллионником. Работы начались в 1992 году, но позже были приостановлены из-за отсутствия денег и банкротства застройщика, НПО «Мостовик». У челябинского метро (несложно догадаться, что его строил именно «Челябметросторой»), кстати, похожая судьба. Его начали строить в 1992 году, но дата открытия первого пускового участка до сих пор не известна.
Однако Владимир Плеханов допускает мысль о том, что на месте так и не случившегося с Омском метро когда-нибудь запустят городской трамвай. Но только не скоростной — его возможно запустить только по отдельной полосе, которая будет удалена от автотранспорта. По его словам, подземная часть трамвайных путей строится по тем же нормативам, что и метро, поэтому идею о возможной трансформации проекта строительства метрополитена в проект строительства метротрама можно воплотить в реальность. Правда, для этого придётся внести серьёзные изменения в градостроительную документацию.
Сотрудники МЧС периодически производят в пустом тоннеле замеры воздуха — по их словам, под землей высок риск утечки метана. Сегодня — дата очередной проверки.
— Минуту метаном подышит человек и может упасть в обморок, — поясняют спасатели.
На фото ниже — вентиляционная шахта, конечная точка строительства первого спускового участка. К ноябрю здесь установят вентиляционный киоск для нормальной циркуляции воздуха и теплового обмена в тоннеле. Это поможет предотвратить появление изморози и конденсата.
Кроме того, сейчас идут работы по консервации метро на улице Богдана Хмельницкого. Его консервируют «мокрым способом» — пространство заполняют забутовочной смесью.
— Забор на Богдана Хмельницкого уберут? Вместе с планом Полежаева, который там до сих пор висит? — напоследок интересуются журналисты у Владимира Плеханова.
— Какой план Полежаева? Там только буква «М»…