На суде установили, что на момент продажи компания попала под процедуру наблюдения, имела признаки неплатежеспособности и поэтому сделку признали недействительной
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал недействительными сделки по продаже «Трансаэро» двух авиалайнеров Boeing в 2016 году иностранным компаниям и обязал их вернуть самолеты российскому перевозчику. Сделки, как было установлено, были совершены по заниженной стоимости, следует из двух определений суда.
Иски о признании сделок недействительными подавал конкурсный управляющий авиакомпанией. Согласно первому определению, «Трансаэро» продала в 2016 году американской компании FX Aviation, LLC авиалайнер Boeing 737 за $450 тыс., что по курсу на момент продажи составляло около 29,2 млн рублей, однако, как удалось установить на суде, балансовая стоимость самолета по бухучету «Трансаэро» составляла 162,8 млн рублей, а по результатам независимой оценки лайнер даже спустя два года после продажи оценивался более чем в 70 млн рублей.
На суде было установлено, что на момент продажи компания попала под процедуру наблюдения, имела признаки неплатежеспособности и поэтому сделка была признана недействительной. «Применить последствия признания сделки недействительной в виде взыскания с иностранной компании FX Aviation, LLC в конкурсную массу ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» денежные средства в размере 70 503 000 рублей», — говорится в документе.
Кроме того, по данным арбитража, американская фирма приобретала самолет в интересах другой зарубежной компании, однако суду не удалось установить собственника, и поэтому деньги обязан вернуть непосредственный покупатель.
Второй самолет Boeing 737 и два двигателя были проданы в 2016 году компании Dikkys Investments Limited, зарегистрированной на Кипре, за $200 тыс. долларов или около 13 млн рублей по курсу на момент сделки. «При этом, являясь предметом договора залога воздушного судна, заключенного между «Трансаэро» и АО АКБ (акционерный коммерческий банк) «Еврофинанс Моснарбанк», воздушное судно Boeing 737-524 было оценено в 299 029 660 рублей», — отмечается во втором определении.
Балансовая стоимость самолета, даже без установленных двигателей, превышала 375 млн рублей. Суд пришел к выводу, что данная сделка была совершена с нарушением и признал ее недействительной, однако в данном случае он обязал покупателя вернуть «Трансаэро» сам самолет с двигателями, а не его стоимость.
Банкротство «Трансаэро»
В 2015 году «Трансаэро» оказалась не в состоянии обслуживать долги, превышавшие на тот момент 250 млрд рублей. В октябре того же года Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта «Трансаэро». В 2017 году «Трансаэро» признали банкротом. Самой авиакомпанией в настоящее время руководит конкурсный управляющий, в судах рассматриваются ряд исков об оспаривании сделок авиакомпании, совершенных до банкротства, а также требования о привлечении к субсидиарной ответственности по долгам бывших руководителей перевозчика.