«Ночной дозор» Алексея Хотина

В течение одной ночи суды зарегистрировали 95 исков о банкротстве компаний — должников банка «Югра»

Алексей Хотин банк Югра

События вокруг разорившегося банка «Югра», чьи непогашенные обязательства перед кредиторами составляют почти 200 млрд рублей, развиваются по детективному сценарию. В федеральном реестре «Электронное правосудие» обнаружены 95 новых дел о банкротстве предприятий, являющихся заемщиками, поручителями или залогодержателями этого банка. Все дела были открыты за одну ночь – в промежутке времени между 18:45 29 апреля и 04:13 30 апреля – по искам компаний, как предполагается, связанных с бывшим владельцем «Югры» Алексеем Хотиным.

Представители Центробанка еще в прошлом году заявляли, что «веерные» банкротства подобных компаний – это «меры, направленные на минимизацию вероятности возврата средств» банку «Югра» как кредитору. По схожему сценарию в прошлом году, с 3 по 5 мая, были опубликованы заявления от различных юрлиц о намерении подать иски о банкротствах в отношении 94 компаний. Список этих потенциальных банкротов практически дословно совпадал с перечнем компаний-ответчиков по искам временной администрации «Югры» – об истребовании задолженности, обращении долга на залог и об участии в процедуре банкротства в качестве кредитора.

Эксперты в комментариях для СМИ высказывали тогда уверенность, что действия, направленные на ликвидацию предприятий — должников «Югры», инициируются лично Хотиным. Комментируя ситуацию для РБК, партнер FMG Group Николай Коленчук, в частности, отмечал высокую «вероятность того, что эта группа требований управляется единым бенефициаром, а банкротства служат единой цели».

Имя бывшего владельца банка «Югра» как главного заинтересованного лица в подобных манипуляциях на днях называла и директор экспертно-аналитического департамента Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Юлия Медведева. Выступая на Петербургском международном юридическом форуме, она заявила, что 98% всех выданных «Югрой» кредитов (около 240 млрд руб.) были направлены на финансирование бизнеса его владельца Алексея Хотина в сфере недвижимости и нефтедобычи. «Нужно признаться, что агентство впервые столкнулось с подобным масштабом и качеством организации деятельности по уводу активов из банка и выводом этих активов из зоны риска их взыскания», – сказала Медведева, слова которой приводит пресс-служба АСВ.

Работу АСВ по возвращению выведенных из банка средств осложняет тот факт, что начиная с 2012 года (и, очевидно, готовясь к банкротству «Югры») Хотин планомерно переводил принадлежавшие ему активы на доверенных лиц. В частности, номинальным владельцем концерна «Русь-Ойл», объединяющего предприятия нефтяной отрасли, является Сергей Подлисецкий — давний партнер Хотина еще со времён активной скупки московской недвижимости. В немногочисленных интервью Подлисецкий признавал, что компания создавалась на деньги Хотина; известно также, что ключевые ее активы, такие как НК «Дулисьма», «Негуснефть», «Дримнефть» и др., перешли в структуру «Русь-Ойла» от британской компании ExillonEnergy, мажоритарным акционером которой до сих пор остается экс-владелец банка «Югра».

Так, например, в 2015 году Financial Times писала о покупке Хотиным и его партнером Александром Клячиным контрольной доли в ООО «Компания Полярное Сияние» у американской компании ConocoPhillips. Спустя год уже в российских в СМИ сообщалось о покупке «Полярного сияния» Сергеем Кошеленко, который является также неисполнительным директором ExillonEnergy с зарплатой 240 тыс. фунтов в год, согласно последнему публичному годовому отчету британской компании. И в том же году эта нефтедобывающая компания была передана в доверительное управление «Русь-Ойлу» Подлисецкого.

Аффилированность Хотина с теми компаниями, из которых сегодня пытается вытащить долги временная администрация банка «Югра», косвенно подтверждается десятками подобных совпадений. Именно поэтому АСВ активно добивается поправок в законы, которые позволили бы эффективно использовать практику субсидиарной ответственности. По словам Юлии Медведевой, агентство неоднократно выступало с инициативой внести изменения в законодательство, которые позволили бы обращать взыскание на имущество, фактически принадлежащее виновному/ответственному лицу, но оформленное на третьих лиц, а также усилить практику применения обеспечительных мер.

Пока такие законы не приняты, Хотин, судя по всему, пытается играть с государством в прятки (скрывая свою причастность к компаниям-заемщикам, поручителям и залогодержателям «Югры») и догонялки – играя на опережение. Ночная акция — как раз очевидный эпизод последней игры: успеть обанкротить компании по искам третьих юрлиц раньше, чем это сделает временная администрация банка, что позволило бы ей непосредственно участвовать во всех конкурсных процедурах и возвращать вырученные от продажи активов деньги обманутым вкладчикам «Югры».

Основания для лавины ночных исков не могли не готовиться заранее, и есть все основания предполагать, что это было частью большой аферы, направленной на вывод средств из банка «Югра». В общих чертах схема такова: подконтрольная Хотину компания получает кредит от банка и тут же заключает заведомо неисполняемый контракт с третьим юрлицом, также подконтрольным владельцу банка, на выполнение каких-либо работ или оказание услуг. Договор предусматривал, как правило, 100-процентную предоплату. Далее обязательства по договору не исполняются, фирма-заказчик направляет требование о возврате средств, подрядчик отвечает, что не может исполнить это требование в силу финансовой ситуации, и всё, дальше – заявление о банкротстве. Деньги к этому моменту, разумеется, давно потрачены или выведены за границу…

Параллельно Хотин пытается установить контроль над комитетом кредиторов разорившегося банка «Югра», обещая вернуть часть денег вкладчикам-физлицам, чьи вклады превышали сумму 1,4 млн рублей, возврат которой, как известно, гарантирует государство. На днях СМИ сообщили, что компания «Комплексные инвестиции», которую связывают с экс-владельцем банка «Югра», направила письмо на имя лидера инициативной группы вкладчиков Михаила Долматова с предложением частично выкупить требования по их вкладам, которые превышали застрахованный максимум.

Этот «пряник» для вкладчиков обойдется Хотину примерно в 16 млрд руб., тогда как общий объем требований кредиторов к банку превышает 200 млрд. Взамен же бывший собственник намеревается получить контроль над создаваемым комитетом кредиторов, и «есть основания полагать, что в отношении действий конкурсного управляющего будет осуществляться противодействие». Проще говоря, о возврате в казну остальной суммы выведенных средств можно будет забыть.

Таким образом, слова представителя АСВ, который назвал масштаб и качество увода активов из банка «Югра» беспрецедентным, не выглядят преувеличением. Мошенническая операция продолжается, причем в прямом смысле и днем, и ночью.

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика