О том, как у Владимира Гусинского в 2000 году якобы отобрали «Медиа-Мост», хорошо известно, но мало кто знает, что кое-какие российские активы у него все же остались. Они же стали источником основного дохода экс-олигарха в последние 20 лет.
Напомним, 13 июня 2000 года Владимир Гусинский оказался в Бутырской тюрьме по делу о незаконной приватизации фирмы «Русское видео». За решеткой он получил предложение от тогдашнего министра печати Михаила Лесина отдать «Газпрому» холдинг «Медиа-Мост». За это Лесин пообещал закрыть уголовное дело. Гусинский согласился, через три дня вышел на свободу и срочно вылетел в Израиль. В России он с тех пор не появлялся, хотя основной его бизнес так здесь и остался. 20 июля 2000 года было подписано соглашение между Гусинским и «Газпромом»: в протоколе №6 к нему содержалось положение, предусматривавшее прекращение уголовного преследования медиамагната. Так НТВ сменил собственника на «Газпром-медиа». Хотя канал мог отойти к «Газпрому» и без всякого соглашения, за долги: в 1998 году под поручительство «Газпрома» «Медиа-Мост» взял у Credit Suisse First Boston кредиты на общую сумму свыше $473 млн. Расплачиваться по ним пришлось газовой компании.
Но было еще одно тайное соглашение, на сей раз уже с Кремлем, в 2005 году, как раз и позволившее Гусинскому сохранить некоторые медиактивы в России: новостной сайт Newsru.com и связанные с ним проекты, около трети в капитале радиостанции «Эхо Москвы», но главное — компании, поставляющие сериалы федеральным телеканалам. Эти фирмы производили ленты самостоятельно, но нередко закупали их у студий, после чего по более высокой цене реализовывали НТВ и ВГТРК.
На особом положении
Компании Владимира Гусинского с начала «нулевых» поставили на федеральное телевидение 456 сериалов или 2647 серий — одну восьмую от всех сериалов, которые когда-либо показывали в России. Причем среди них были и весьма известные: «Агент национальной безопасности», «Ментовские войны», «Агентство НЛС», «Тайны следствия» и «Улицы разбитых фонарей».
В общей сложности фирмы Гусинского выпустили на российские экраны чуть больше 13% от всех сериалов, которые когда-либо получали прокатные удостоверения. Это могло принести медиамагнату до $529 млн.
В 2015 году новое руководство «Газпром-Медиа» устроило конференцию для производителей контента. Среди приглашенных были и несколько сотрудников компании Гусинского «Форвард-фильм».
Разговор получился на повышенных тонах. Дмитрий Чернышенко, недавно занявший пост председателя правления госхолдинга «Газпром-Медиа», удивлялся, что сериалы фирм Гусинского стоят дороже, чем, как он утверждал, сопоставимые по качеству продукты других студий. Однако дальше словесных претензий дело не пошло. Чернышенко был поставлен перед фактом: с Гусинским действует особое соглашение, и не надо ничего менять.
Медиаимперия в опасности
С 2014 года сериальная медиаимперия Гусинского стала испытывать недостаток в средствах. Проблемы начались, когда после присоединения Крыма к России обвалился курс рубля, и телекомпании стали платить за сериалы с большой задержкой, иногда до года.
Фирмы Владимира Гусинского, чтобы остаться на плаву, в 2016-17 гг. начали брать кредиты — у люксембургского банка East-West United Bank (более 1 млрд рублей), принадлежащего АФК «Система», Пробизнесбанка (1,5 млрд рублей) банковской группы «Лайф» Сергея Леонтьева и БФГ-Кредита (почти 3 млрд рублей) супругов Юрия и Галины Глоцер.
На несколько компаний бывшего олигарха были поданы арбитражные иски, в том числе по инициативе петербургской студии «Панорама» — до того момента важного производителя контента для фирм Гусинского и для федерального телеэфира. Банки выдвинули претензии более чем на 6 млрд рублей. Правда, два из них – Пробизнесбанк и БФГ-Кредит, — сами банкроты и сейчас находятся под внешним управлением. Но это ничего не меняет, долги им придется отдавать.
Компании Гусинского запустили процедуру банкротства: объявили о взаимных претензиях друг к другу, признали обязательства, но не смогли по ним расплатиться. Банкротства не остановило даже решение одной из апелляционных инстанций, в постановлении которой говорилось, что спор между компаниями носит искусственный и фиктивный характер.
8 февраля 2019 года East-West United Bank S.A. обратился в Арбитражный суд Москвы о признании и приведении в исполнение решения Лондонского международного арбитражного суда и о взыскании 1 млрд рублей задолженности со структур Гусинского и Малашенко. 15 февраля иск был принят к производству, и стало ясно, что вскоре последует решение в пользу банка Евтушенкова.
Разбирательство дела по существу назначено на 3 апреля 2019 года.
После этого Игорь Малашенко уехал в Испанию, где его вскоре нашли мертвым.
Смерть Малашенко
Владимир Гусинский прокомментировал смерть Игоря Малашенко, вместе с которым он основал НТВ. Его слова в Telegram-канале приводит главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов: «Я в шоке. Мне очень больно. Больше ничего не хочу говорить».
Жена Игоря Малашенко Божена Рынска рассказала в соцсетях, как покойного унижал его деловой партнер Владимир Гусинский. Он уменьшил зарплату, блокировал кредитку Малашенко, якобы злоупотреблявшего путешествиями бизнес-классом, и передал через бухгалтера, «что столько, сколько Игорь потратил на полеты, никто в фирме не тратит».
«Игорь очень страдал, что у него нет работы. Сначала Гусинский отрезал половину зарплаты у него в 2015 году. Потом в 2017-м перестал платить вообще, не переговорив. Игорь пошел покупать билеты, а его рабочий АМЕКС закрыт. Игорь долго переживал от унижения… Игорь чудовищно паниковал. Для него самое страшное было остаться без денег», — писала в своем блоге Рынска.
А дела самого Владимира Гусинского идут не так уж и плохо: несмотря на банкротства и тяжбы, производством лент сейчас занимается новая компания — «Кинопроизводственный центр», следует из данных реестра прокатных удостоверений. Выручка компании за 2017 год составила, по данным сервиса «Контур. Фокус», 766 млн рублей.