У «ЮТэйр» кризис, долги и иски о банкротстве. Есть ли выход?

ЮТэйр
ЮТэйр

Пятая по объемам авиаперевозок российская авиакомпания ищет пути спасения — в ближайшие дни она должна представить новую бизнес-модель, которая покажет, как «ЮТэйр» планирует пережить новый кризис.

1 марта сразу несколько контрагентов «ЮТэйр» практически одновременно сообщили о намерении обратиться в суд с исками о банкротстве авиакомпании.

Каждая из компаний до этого выиграла суды против «ЮТэйр» по искам на сумму около 300 тысяч рублей каждый. Это минимальная сумма, по которой в России разрешается обращаться с ходатайством о признании должника банкротом, если есть просрочка в три месяца.

Общая сумма долга составила всего 1,5 млн рублей (22,8 тысячи долларов). В «ЮТэйр» сообщили, что могут выплатить эти деньги, но не будут этого делать «до полного окончания процедуры урегулирования разногласий, предусмотренных законом». Риск признания банкротом отсутствует, сказал Би-би-си представитель компании.

Источник, близкий к «ЮТэйр», рассказывает Би-би-си, что эти иски могут быть потенциальной защитой компании от более крупных кредиторов на время планового завершения реструктуризации долга. Борьба может идти за право первым назначить конкурсного управляющего — правда, если суд заподозрит, что кредитор-заявитель или арбитражный управляющий зависим от должника, он не утвердит его кандидатуру, сказал Би-би-си Эдуард Олевинский, председатель совета директоров «Олевинский, Буюкян и партнеры».

Это лишь часть истории по борьбе компании за жизнь. С декабря «ЮТэйр», пять лет назад уже оказывавшаяся на грани банкротства, пытается договориться с кредиторами о реструктуризации долга почти в 40 млрд рублей (610 млн долларов).

По словам источника, близкого к компании, новую финансовую модель в «ЮТэйр» начали готовить за несколько месяцев до объявления дефолта. Стимул к смене стратегий всем российским авиакомпаниям задал «Аэрофлот», когда гендиректор компании Виталий Савельев на встрече с Путиным заявил о намерении нарастить перевозки до 100 млн пассажиров в ближайшие 5 лет.

«Невыплаты [по кредиту] — это по сути не банкротство «ЮТэйр», так как у нее достаточно своей прибыли на операционную деятельность. Это подготовка компании к новым условиям жесткой конкурентной гонки, которую объявил «Аэрофлот» всему российскому авиарынку», — пояснил собеседник Би-би-си.

Условием для реструктуризации является новый бизнес-план, который «ЮТэйр» должна согласовать с банками-кредиторами. По данным источника Би-би-си в одном из банков, его планируется разослать кредиторам 11 марта.

Компания проводит оптимизацию расходов с 2014 года, но с каждым годом вариантов, на чем она может сэкономить, становится все меньше.

Долги живут три года

За три дня до наступления 2016 года Олег Гордиенко, тогдашний руководитель управления инвестиционно-банковских операций Райффайзенбанка — одного из кредиторов «ЮТэйр», — заявил, что авиакомпания завершила реструктуризацию долга более 160 млрд руб.

В тот же день компания «ЮТэйр» самостоятельно отозвала разрешения на международные перевозки по 23 направлениям.

До этого, в 2014-2015 годах, перевозчик был вынужден уменьшить авиапарк со 115 до 66 самолетов, а также сократить часть персонала. Тогда же компания провела реструктуризацию долгов и перевела их в два синдицированных кредита — 18,9 млрд рублей на семь лет и 24,1 млрд рублей на 12 лет.

21 декабря 2018 года стало известно, что с обслуживанием долга вновь возникли проблемы. Компания сообщила, что решила приостановить выплаты процентов по кредиту в 18,9 млрд рублей, «чтобы обеспечить бесперебойную работу в низкий зимний сезон». Возобновить выплаты компания обещала только летом 2019 года.

Для поддержки этого предложения нужно было согласие большинства кредиторов.

Новые проблемы у «ЮТэйр» появились в том числе из-за того, что в 2018 году средняя стоимость авиакеросина подскочила на 35%, а на топливо уходила треть расходов компании.

Гендиректор «ЮТэйр» Андрей Мартиросов предупреждал Росавиацию о возможных рисках неисполнения обязательств, если банки начнут списывать деньги со счетов компании, писал РБК. По проблемам «ЮТэйр» проводились совещания в минтрансе.

Несмотря на это, чиновники называли положение «ЮТэйр» стабильным. В декабре глава Росавиации Александр Нерадько отмечал, что компания продемонстрировала очень хорошие показатели производственной деятельности.

В начале февраля три крупнейших кредитора авиакомпании, которые контролируют свыше 75% синдицированного долга, — Сбербанк, «Траст» и «Россия» — выступили против досрочного погашения обоих синдицированных кредитов на сумму 39,1 млрд рублей, писали «Ведомости».

Информацию о том, что такое голосование состоялось, подтвердил источник Би-би-си в одном из банков.

Представители Сбербанка отказались от комментариев, в банке «Россия» не ответили на запрос, представители банка «Траст» сказали, что ждут новую финансовую модель.

МТС-банк, один из банков, участвовавших в синдицированном кредите, подал в Арбитражный суд Москвы иск о взыскании с авиаперевозчика 8,69 млн руб.

Что будет с ЮТэйром?

Помимо двух синдицированных кредитов, компания должна более 17 млрд рублей Сбербанку. По данным источника «Ведомостей», еще одним крупным кредитором «ЮТэйр» является структура «Сургутнефтегаза». Еще у авиакомпании есть облигации. В начале года компания уже допускала по одному из выпусков технический дефолт.

В начале января «Ведомости» со ссылкой на свои источники сообщили, что Сбербанк и ВТБ по поручению президента и правительства разрабатывают проект авиакомпании для развития региональных перевозок. По данным издания, стоит задача в 2024 году довести долю авиаперевозок в обход Москвы до 50%. Компанию могли создать на базе «ЮТэйр», писали «Ведомости».

Представители обоих госбанков отрицали участие в проекте. Однако по данным властей ХМАО (департамент имущества Югры владеет 38,8% «ЮТэйр»), такая возможность все еще обсуждается.

«Я как губернатор посчитала нашу авиакомпанию хорошо подготовленной к такого рода деятельности … Такое предложение мы внесли. И сейчас по поручению правительства Российской Федерации финансовые институты пытаются сформировать модель, как может быть создан такой государственный перевозчик», — рассказывала 1 марта в интервью местному телевидению губернатор Югры Наталья Комарова.

Создавать такую компанию на базе «ЮТэйр» — бессмысленно, считает Андрей Крамаренко, ведущий эксперт НИУ ВШЭ: на новой компании останется высокая долговая нагрузка от «ЮТэйр», в то же время парк придется практически полностью обновлять.

У «ЮТэйр» нет сейчас других вариантов решения проблемы, кроме денежных вливаний со стороны кредиторов или акционеров, сказал Крамаренко.

«Проблема не в операционной деятельности, а в том, что задолженность, которую они реструктурировали с 2015 года, в нынешнем состоянии «ЮТэйр» и экономики не погашаема», — говорит Крамаренко.

При новой конъюнктуре пассажирских перевозок для «ЮТэйр» невыгодно на прежних условиях обслуживать накопленный долг, подтверждает Би-би-си источник в компании. При этом банкротство, по его словам, невыгодно и для кредиторов: «Активы компании — это ее маршрутная сеть, которую банкротство уничтожит. Поэтому нужно не банкротство, а пересмотр графика и размера кредитных платежей».

Вариант, при котором «кто-то придёт и даст денег» «ЮТэйр» не нужен, так как «на свои нужды авиакомпания зарабатывает, а привлекать инвестиции для выплат кредиторам глупо», говорит собеседник Би-би-си.

О сложном положении в отрасли — прежде всего из-за резко растущих цен на авиакеросин — с середины прошлого года заявляли «Аэрофлот» и российская «Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта», в которой «ЮТэйр» состоит.

Так, президент АЭВТ Юрий Тасун говорил о том, что по итогам 2018 года ожидаемые совокупные операционные убытки авиакомпаний могут достигнуть 70 млрд руб.

При этом, по словам Крамаренко, если «ЮТэйр» все-таки уйдет со сцены, это не принесет большой выгоды конкурентам из-за относительно небольшой доли, которую она занимает на рынке авиаперевозок.

Среди ценных активов компании можно назвать ее вертолетный бизнес, который выполняет перевозки по заказам газовых и нефтяных компаний, а также обеспечивает воздушную поддержку миротворческих миссий ООН в разных регионах мира.

Сейчас, по данным «ЮТэйр», компания выполняет полеты более чем по 150 направлениям, из которых 60 являются уникальными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version