Пятая по объемам авиаперевозок российская авиакомпания ищет пути спасения — в ближайшие дни она должна представить новую бизнес-модель, которая покажет, как «ЮТэйр» планирует пережить новый кризис.
1 марта сразу несколько контрагентов «ЮТэйр» практически одновременно сообщили о намерении обратиться в суд с исками о банкротстве авиакомпании.
Каждая из компаний до этого выиграла суды против «ЮТэйр» по искам на сумму около 300 тысяч рублей каждый. Это минимальная сумма, по которой в России разрешается обращаться с ходатайством о признании должника банкротом, если есть просрочка в три месяца.
Общая сумма долга составила всего 1,5 млн рублей (22,8 тысячи долларов). В «ЮТэйр» сообщили, что могут выплатить эти деньги, но не будут этого делать «до полного окончания процедуры урегулирования разногласий, предусмотренных законом». Риск признания банкротом отсутствует, сказал Би-би-си представитель компании.
Источник, близкий к «ЮТэйр», рассказывает Би-би-си, что эти иски могут быть потенциальной защитой компании от более крупных кредиторов на время планового завершения реструктуризации долга. Борьба может идти за право первым назначить конкурсного управляющего — правда, если суд заподозрит, что кредитор-заявитель или арбитражный управляющий зависим от должника, он не утвердит его кандидатуру, сказал Би-би-си Эдуард Олевинский, председатель совета директоров «Олевинский, Буюкян и партнеры».
Это лишь часть истории по борьбе компании за жизнь. С декабря «ЮТэйр», пять лет назад уже оказывавшаяся на грани банкротства, пытается договориться с кредиторами о реструктуризации долга почти в 40 млрд рублей (610 млн долларов).
По словам источника, близкого к компании, новую финансовую модель в «ЮТэйр» начали готовить за несколько месяцев до объявления дефолта. Стимул к смене стратегий всем российским авиакомпаниям задал «Аэрофлот», когда гендиректор компании Виталий Савельев на встрече с Путиным заявил о намерении нарастить перевозки до 100 млн пассажиров в ближайшие 5 лет.
«Невыплаты [по кредиту] — это по сути не банкротство «ЮТэйр», так как у нее достаточно своей прибыли на операционную деятельность. Это подготовка компании к новым условиям жесткой конкурентной гонки, которую объявил «Аэрофлот» всему российскому авиарынку», — пояснил собеседник Би-би-си.
Условием для реструктуризации является новый бизнес-план, который «ЮТэйр» должна согласовать с банками-кредиторами. По данным источника Би-би-си в одном из банков, его планируется разослать кредиторам 11 марта.
Компания проводит оптимизацию расходов с 2014 года, но с каждым годом вариантов, на чем она может сэкономить, становится все меньше.
Долги живут три года
За три дня до наступления 2016 года Олег Гордиенко, тогдашний руководитель управления инвестиционно-банковских операций Райффайзенбанка — одного из кредиторов «ЮТэйр», — заявил, что авиакомпания завершила реструктуризацию долга более 160 млрд руб.
В тот же день компания «ЮТэйр» самостоятельно отозвала разрешения на международные перевозки по 23 направлениям.
До этого, в 2014-2015 годах, перевозчик был вынужден уменьшить авиапарк со 115 до 66 самолетов, а также сократить часть персонала. Тогда же компания провела реструктуризацию долгов и перевела их в два синдицированных кредита — 18,9 млрд рублей на семь лет и 24,1 млрд рублей на 12 лет.
21 декабря 2018 года стало известно, что с обслуживанием долга вновь возникли проблемы. Компания сообщила, что решила приостановить выплаты процентов по кредиту в 18,9 млрд рублей, «чтобы обеспечить бесперебойную работу в низкий зимний сезон». Возобновить выплаты компания обещала только летом 2019 года.
Для поддержки этого предложения нужно было согласие большинства кредиторов.
Новые проблемы у «ЮТэйр» появились в том числе из-за того, что в 2018 году средняя стоимость авиакеросина подскочила на 35%, а на топливо уходила треть расходов компании.
Гендиректор «ЮТэйр» Андрей Мартиросов предупреждал Росавиацию о возможных рисках неисполнения обязательств, если банки начнут списывать деньги со счетов компании, писал РБК. По проблемам «ЮТэйр» проводились совещания в минтрансе.
Несмотря на это, чиновники называли положение «ЮТэйр» стабильным. В декабре глава Росавиации Александр Нерадько отмечал, что компания продемонстрировала очень хорошие показатели производственной деятельности.
В начале февраля три крупнейших кредитора авиакомпании, которые контролируют свыше 75% синдицированного долга, — Сбербанк, «Траст» и «Россия» — выступили против досрочного погашения обоих синдицированных кредитов на сумму 39,1 млрд рублей, писали «Ведомости».
Информацию о том, что такое голосование состоялось, подтвердил источник Би-би-си в одном из банков.
Представители Сбербанка отказались от комментариев, в банке «Россия» не ответили на запрос, представители банка «Траст» сказали, что ждут новую финансовую модель.
МТС-банк, один из банков, участвовавших в синдицированном кредите, подал в Арбитражный суд Москвы иск о взыскании с авиаперевозчика 8,69 млн руб.
Что будет с ЮТэйром?
Помимо двух синдицированных кредитов, компания должна более 17 млрд рублей Сбербанку. По данным источника «Ведомостей», еще одним крупным кредитором «ЮТэйр» является структура «Сургутнефтегаза». Еще у авиакомпании есть облигации. В начале года компания уже допускала по одному из выпусков технический дефолт.
В начале января «Ведомости» со ссылкой на свои источники сообщили, что Сбербанк и ВТБ по поручению президента и правительства разрабатывают проект авиакомпании для развития региональных перевозок. По данным издания, стоит задача в 2024 году довести долю авиаперевозок в обход Москвы до 50%. Компанию могли создать на базе «ЮТэйр», писали «Ведомости».
Представители обоих госбанков отрицали участие в проекте. Однако по данным властей ХМАО (департамент имущества Югры владеет 38,8% «ЮТэйр»), такая возможность все еще обсуждается.
«Я как губернатор посчитала нашу авиакомпанию хорошо подготовленной к такого рода деятельности … Такое предложение мы внесли. И сейчас по поручению правительства Российской Федерации финансовые институты пытаются сформировать модель, как может быть создан такой государственный перевозчик», — рассказывала 1 марта в интервью местному телевидению губернатор Югры Наталья Комарова.
Создавать такую компанию на базе «ЮТэйр» — бессмысленно, считает Андрей Крамаренко, ведущий эксперт НИУ ВШЭ: на новой компании останется высокая долговая нагрузка от «ЮТэйр», в то же время парк придется практически полностью обновлять.
У «ЮТэйр» нет сейчас других вариантов решения проблемы, кроме денежных вливаний со стороны кредиторов или акционеров, сказал Крамаренко.
«Проблема не в операционной деятельности, а в том, что задолженность, которую они реструктурировали с 2015 года, в нынешнем состоянии «ЮТэйр» и экономики не погашаема», — говорит Крамаренко.
При новой конъюнктуре пассажирских перевозок для «ЮТэйр» невыгодно на прежних условиях обслуживать накопленный долг, подтверждает Би-би-си источник в компании. При этом банкротство, по его словам, невыгодно и для кредиторов: «Активы компании — это ее маршрутная сеть, которую банкротство уничтожит. Поэтому нужно не банкротство, а пересмотр графика и размера кредитных платежей».
Вариант, при котором «кто-то придёт и даст денег» «ЮТэйр» не нужен, так как «на свои нужды авиакомпания зарабатывает, а привлекать инвестиции для выплат кредиторам глупо», говорит собеседник Би-би-си.
О сложном положении в отрасли — прежде всего из-за резко растущих цен на авиакеросин — с середины прошлого года заявляли «Аэрофлот» и российская «Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта», в которой «ЮТэйр» состоит.
Так, президент АЭВТ Юрий Тасун говорил о том, что по итогам 2018 года ожидаемые совокупные операционные убытки авиакомпаний могут достигнуть 70 млрд руб.
При этом, по словам Крамаренко, если «ЮТэйр» все-таки уйдет со сцены, это не принесет большой выгоды конкурентам из-за относительно небольшой доли, которую она занимает на рынке авиаперевозок.
Среди ценных активов компании можно назвать ее вертолетный бизнес, который выполняет перевозки по заказам газовых и нефтяных компаний, а также обеспечивает воздушную поддержку миротворческих миссий ООН в разных регионах мира.
Сейчас, по данным «ЮТэйр», компания выполняет полеты более чем по 150 направлениям, из которых 60 являются уникальными.