Клиенты обанкротившегося «Энергокапитала» проигрывают в судах

Энергокапитал
Энергокапитал
SONY DSC

Теперь они обязаны вернуть деньги, которые снимали незадолго до того, как брокер лишился лицензии. В Центробанке пояснили, что суды действуют в рамках закона.

Дело клиентов «Энергокапитала» касается всех, кто совершает сделки на рынке ценных бумаг в России. Ведь любое снятие денег со своего брокерского счета может оказаться под вопросом, если брокер в ближайший месяц обанкротится. Ценные бумаги, которые должны храниться в депозитарии, в случае банкротства брокера, оказывается, можно и не получить. Конечно, такие случаи пока редкость, но они наглядно демонстрируют риски.

У Сергея был брокерский договор с «Энергокапиталом» с 2008 года. На счету было 500-600 тысяч рублей, баланс счета часто менялся: Сергей то снимал свободные средства и прибыль, то вносил вновь. Осенью 2015 года через клиентский отдел он оформил поручение на вывод денег и через некоторые время их получил. Спустя два года Сергей получил иск от конкурсного управляющего с требованием вернуть деньги в конкурсную массу.

По мнению конкурсного управляющего, Сергею было оказано предпочтение перед другими клиентами «Энергокапитала». Подобные иски получили еще примерно 150 клиентов, все они незадолго до банкротства получили деньги со своих брокерских счетов. Суд первой инстанции занял позицию, которая устраивала клиентов, но потом все изменилось, говорит Сергей:

«Суд первой инстанции признал, что это собственность клиентов, оспариваться такие сделки не могут. Дальше в апелляционной инстанции заявили, что собственности клиента здесь якобы нет. Такая сделка должна оспариваться. В кассационной инстанции клиент проиграл, а дальше в суде первой инстанции все аналогичные дела идут как под копирку: судья принимает решение (взыскать все деньги или отправить в конкурсную массу). Деньги мне отдали, но мне не вернули ценные бумаги (акции «Газпрома»). По этим ценным бумагам я сейчас стою в реестре кредиторов третьей очереди. Получается, мало того что они меня, по сути, обокрали, так еще и пытаются взыскать те средства, которые мне вернули».

В первой инстанции проиграно уже 40 подобных дел. В Центробанке уверены, что эти решения судов — законная практика. В случае «Энергокапитала» брокер перечислял деньги со специального счета, на котором лежали деньги нескольких клиентов. К слову, его используют все брокеры. За индивидуальный подход необходимо дополнительно платить. Одни клиенты деньги получили, другие — нет.

Как следует из ответа Центробанка Business FM, это преимущественное удовлетворение требований отдельных клиентов. Есть прямая норма закона «О банкротстве» (статья 185.5), предусматривающая ситуации, когда имущество нескольких клиентов объединено на одном специальном брокерском счете (СБС). Если этого имущества на всех не хватает, тогда оно должно распределяться пропорционально размеру требований.

Если бы клиенты хранили деньги у брокера не на общем, а на индивидуальных счетах, оспорить возврат средств было бы невозможно, считает старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко:

Алексей Карпенко адвокат, старший партнер компании Forward Legal

«Если у брокера открыт индивидуальный счет, на котором лежат деньги только одного клиента, а брокер незадолго до банкротства перечисляет эти деньги такому клиенту, вернуть такой платеж невозможно. Других кредиторов, претендующих на деньги с этого счета, нет. Это не общий клиентских счет, соответственно, в силу вступает норма закона «О рынке ценных бумаг». Деньги на индивидуальном брокерском счете принадлежат клиенту, и в случае банкротства брокера на эти деньги кредиторы претендовать не могут».

Клиенты уверены, что суд не обращает внимания на важные обстоятельства. Никто, например, не задается вопросом, как вообще у брокера мог образоваться убыток, если он обязан разделять свои средства и клиентские. При добросовестном отображении ситуации в клиентских отчетах количество денег на счетах всегда равно требованиям.

Клиентам пришлось в этом разобраться. Фокус такой: некоторые клиенты годами держали деньги на внебиржевом рынке, где торгуются компании третьего-пятого эшелонов, механизм совершения сделок не такой прозрачный, как на организованном биржевом рынке. Зачем они это делали, поясняет Владимир, которому тоже придется возвращать свои деньги в конкурсную массу:

«Некоторые клиенты, выводя свои денежные средства как бы на рынок ценных бумаг, фактически давали эти денежные средства в пользование брокеру. Именно у этих клиентов возникли проблемы. Они стояли на внебиржевом рынке и ничего не покупали. Им платили негласно или гласно какие-то проценты. На бумаге они были, а по факту нет. Эти люди ничем не оперировали, могли годами держать там денежные средства, перекладывали тем самым риск на брокера. Фактически они перенесли риски на нас, цивилизованных инвесторов».

Если речь идет о восстановлении справедливости, тогда абсурдным выглядит требование вернуть деньги клиентов в конкурсную массу, ведь на нее претендуют не только другие клиенты, которые не получили деньги, но и все кредиторы брокера, говорит президент юридической компании «Корпоративное развитие и защита» Александр Осиновский:

Александр Осиновскийпрезидент юридической компании «Корпоративное развитие и защита»

«Эти деньги требуют взыскать обратно, чтобы разделить их между клиентами, одни из которых получили, а другие — нет. Эти деньги направляются в конкурсную массу, то есть становятся предметов притязаний уже кредиторов самого брокера. Ситуация так, как ее развернул апелляционный и кассационный суд, совершенно не укладывается в те нормы права, которыми суды должны руководствоваться».

«Эти деньги требуют взыскать обратно, чтобы разделить их между клиентами, одни из которых получили, а другие — нет. Эти деньги направляются в конкурсную массу, то есть становятся предметов притязаний уже кредиторов самого брокера. Ситуация так, как ее развернул апелляционный и кассационный суд, совершенно не укладывается в те нормы права, которыми суды должны руководствоваться».

Сами клиенты считают, что решения судов связаны с несовершенством закона. Клиентам брокерских компаний стоит помнить и о такой практике. К слову, индивидуальный инвестиционный счет никакой спецификой не обладает, говорится в комментарии Центробанка. Те, кто его открыл, получают такой же уровень защиты их активов, как и клиенты, открывшие обычный брокерский счет.

Мечтой для российских инвесторов, скорее всего, так и останется практика США, где средства на брокерских счетах в обязательном порядке застрахованы на 500 тысяч долларов (250 тысяч долларов на бумаги и 250 тысяч долларов на то, что хранится в деньгах) на случай банкротства брокера.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version