Воронежская облдума, при Голиусове и Наквасине, еще не была такой «единой», а потому, как могла, противостояла процессам разрушения. И всеми знаковыми делами того времени — АБ Воронеж, концерн «Энергия», ОАО ВЗПП, ВЗСАК и другими довелось заниматься мне. А потому я с полной ответственностью могу говорить о том, что воронежские правоохранительные органы в то время, мягко говоря, бездействовали, а некоторые силовики прямо и непосредственно участвовали в процессе разграбления. Едва ли не единственным светлым пятном на этом фоне выглядела деятельность облпрокуратуры, когда должность прокурора области занимал Пономарев.
С его уходом, однако, работа по серьезным уголовным делам в интересах государства и общества быстро сошла на нет. И что особенно интересно — в каждом из случаев, которыми я занимался, правоохранительным органам были предоставлены документы поистине убойной силы. В случае ОАО «ВЗПП» — бывшего НПО «Электроника» нам, к примеру, удалось достать даже подлинник отчета московской юридической фирмы, которой менеджеры ВЗПП заказали исследование на тему, как им вывести активы из предприятия. Собранные доказательства позволили бы органам провести образцово-показательный, прямо-таки идеально чистый, с юридической точки зрения судебный процесс. Однако — увы. Уголовные дела, возбужденные по моей инициативе, удалось замять даже в этом случае.
И что особенно примечательно — виновных в уничтожении крупнейших воронежских предприятий установить так и не удалось. Ни в одном случае! А потому дело Сергея Пойманова, который получил недавно реальный срок по обвинению в совершении экономического преступления, и выглядит на этом фоне абсолютным исключением. О том, как у Пойманова «отжали» «Павловскгранит» — одно из крупнейших предприятий нашей области, воронежская, да и российская пресса писала множество раз, Уголовное дело, однако было возбуждено не против той группировки, которая провернула данную операцию, а против самого Пойманова. Которому была вменена ч.2 ст.201 УК РФ -«Злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия». Почему именно она? Да видимо, по той причине, что сроки давности по всем прочим статьям, которые можно было притянуть по данному делу, истекли еще в 2013 году.
Так в чем же эти «тяжкие последствия» выразились? И как же Сергей Пойманов дошел, как говорится, до жизни такой? Дело в том, что вокруг «Павловскгранита» кормилось множество ООО-шек — жывопырок, которых у предприятия было как блох на собаке. И вот, по версии следствия, а затем и суда, после начала атаки на «Павловскгранит», Пойманов, вместо того, чтобы заниматься делами самого предприятия, приехал в Воронеж, на левый берег, и возложил на себя «функции фактического единоличного исполнительного органа» — новый термин в истории юриспруденции! — одной из этих жывопырок, некого ООО «Павловскгранит — Бетон», которая была в долгах как репьях, на которой в лучшие времена работало 50 человек, а к «приходу» Пойманова их осталось вообще 10.
И вот тогда-то и наступили «тяжкие последствия». Тяжкие последствия, по мнению следствия и суда, выразились в увольнении работников организации, а также в прекращении производственного процесса и деятельности организации — ООО «Павловскгранит-Бетон». А злоупотребления полномочиями суд связал — затаите дыхание — с «нежеланием Пойманова С.П. вкладывать денежные средства в модернизацию производственной базы, повлекшим снижение конкурентоспособности производимой продукции, отсутствие прибыли предприятия, позволяющей своевременно выплачивать заработную плату его сотрудникам, что, как следствие, явилось причиной поэтапного увольнения работников предприятия. Указанные действия в конечном итоге привели к прекращению производственной деятельности ООО»Павловскгранит-Бетон».
Мы не будем, пожалуй, останавливаться на всех прочих, поистине феноменальных провалов в логике, которыми изобилует данное судебное решение. Уже процитированного, вообще-то, вполне достаточно для того, чтобы вписать его золотыми буквами в учебники по юриспруденции. Оно и действительно — человеку дали реальный срок за то, что он посмел не модернизировать жывопырку, в которой был учредителем. Впервые в истории человечества! И где же родился, заметим, данный шедевр юридической мысли? Да в нашем родном Воронеже! На левом берегу, фактически зачищенном от какого-либо производства!
Банкротство бывшего НПО»Электроника», на котором работало более 40 тысяч человек, и руководство которого «кинуло» государство на сотни миллионов рублей и вывод активов которого был бал подтвержден сотнями документов — здесь тяжких последствий не было. Уничтожение крупнейшего в Европе завода строительных алюминиевых конструкций — тоже. И вот только какой-то жывопырке, пострадавшей в процессе, заметим, недружественного захвата действительно крупного предприятия, удалось разбудить не только следственные органы, но и саму Воронежскую Фемиду. Мы не будем прогнозировать, что будет дальше происходить в судебном процессе по делу Сергея Пойманова. Заметим только, что у судей, ведущих данное дело, появился реальный шанс стать знаменитыми.
Владимир Бренделев (экономист, кандидат математических наук, бывший советник по экономике главы администрации Воронежской области)