Ростуризм теперь подчиняется не Минкульту, а Минэкономразвития. Задача нового куратора — вывести из тени и собрать налоги с отрасли с оборотом 3 трлн рублей в год. Участники рынка сомневаются, что это удастся сделать.
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) перешло из ведения Минкульта в Минэкономразвития (МЭР). А возглавит агентство, говорят осведомленные источники, Сергей Капков — экс-директор столичного Парка имени Горького, бывший глава департамента культуры Москвы, а в прошлом — зам губернатора Чукотки Романа Абрамовича. Капкова называют «Медведевым в культуре», имея в виду пристрастие обоих к инновациям и современным технологическим трендам.
Выбор такой кандидатуры на пост главы Ростуризма и передача агентства в экономическое ведомство означают, что государство осознало, наконец, в каком глубоком кризисе пребывает отрасль, и пытается вывести туризм из тени и получить от него налоговую отдачу. Доход от туротрасли в 2017 году оценивается в 3 трлн рублей (3,47% ВВП РФ), но основная его часть — в тени.
Однако участники туристического рынка не верят, что МЭР справится с этой задачей. Тем более что экономическое ведомство уже курировало туризм в 2002-2004 годах, напоминают они. Потом туризм передали Минспорта, а в 2004-м из его структуры выделили турнаправление, создав Ростуризм. Поначалу агентство прямо подчинялось Правительству РФ. В 2008-м Ростуризм вернулся в спортивное министерство, возглавляемое Виталием Мутко, а в 2012-м агентство переподчинили Минкульту.
Нынешний глава Ростуризма Иван Сафонов не справился с задачей легализовать отрасль и навести в ней порядок: информация, которая содержится в созданном агентством реестре туроператоров, имеет слабое отношение к реальным показателям деятельности турбизнеса. Рынок постоянно сотрясают банкротства туркомпаний, и, несмотря на все попытки агентства создать надежную систему защиты клиентов, тысячи россиян ежегодно теряют деньги за приобретенные туры. Один из последних громких скандалов — с туроператором «Натали Турс»: в июле 2018-го он отказался выполнять обязательства перед 12 тыс. клиентов, купившими у него туры на 1,5 млрд рублей. Они получат компенсацию лишь на 50 млн рублей — на такую сумму застрахованы обязательства компании.
Павел Румянцев, замдиректора Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии
Турсообщество давно надеется на создание отдельного, хотя бы маленького министерства туризма. К сожалению, предпосылок к этому не видно. В течение 30 лет нас отправляли от Минспорта к Минкульту, от Минкульта — к Минэкономразвития. Наша работа с министерством культуры была налажена хорошо. Оно глубоко вникло в вопросы детского туризма, проводило перекрестные годы туризма, ввело систему обязательной классификации гостиниц.
Мы не ждем, что переподчинение Ростуризма МЭР приведет к усилению фискальной нагрузки. Надеемся, Минэкономразвития, согласно своему профилю, поможет отрасли экономической аналитикой. Однако поддержка туризма по-прежнему будет осуществляться по остаточному принципу, ведь туризм нельзя сравнить с индустриальными отраслями, которые в первую очередь интересуют МЭР. Отдельное министерство туризма смогло бы оперативнее реагировать на обращения участников туристического рынка и активнее поддерживать законодательные инициативы, направленные на его поддержку.
Думаю, в переподчинении Ростуризма от Минкульта — Минэку есть логика. К культуре мы относимся лишь опосредованно, примыкая к тем или иным объектам культурного наследия. Туризм — отрасль, которая приносит ощутимые деньги. Эффективно управлять этими потоками сможет именно министерство экономики. В первую очередь, я жду дальнейших действий в установлении более прозрачного правового поля, особенно в сфере выездного туризма.
До последнего времени бытовало мнение, что России выездной туризм не очень нужен. Но только въездным и внутренним туризмом жив не будешь. Осложняя жизнь выездным туроператорам, мы толкаем людей на самостоятельное бронирование, которое подвергает их опасности, потому что в Интернете они себе чего только не находят. Это плохо и для тех, кто организует туристические потоки, и для государства, которое ничего не получает.
Сегодня, чтобы стать выездным туроператором, нужно заплатить очень внушительную сумму, которая не зависит от оборотов предпринимателя.
Представим, что я работаю в Кинешме и оттуда вожу раз в неделю микроавтобус с туристами в Хельсинки и обратно. Я осуществляю транспортные услуги, бронирование и размещение (по сегодняшним законам это — турпродукт). Туроператор из Кинешмы много не заработает, но при этом он должен потратить около 1 млн рублей в год, чтобы просто считаться туроператором. Речь идет о взносах в фонд персонального страхования и в ассоциацию «Турпомощь». Турфирма из Кинешмы сможет работать, только если договорится с московским или петербургским туроператором, который сделает вид, что турфирма из Кинешмы — это он. Странная схема. Если бы затраты на право называться туроператором были привязаны к обороту, все работало бы более эффективно.
Другая перспективная идея — электронные путевки. Этот проект обсуждается давно, слухи о нем постоянно возникают и глохнут. Речь идет о том, чтобы создать единый реестр путевок, которые регистрировались бы на специальном сайте. Турист мог бы зайти на него, увидеть, что ему действительно оформлена путевка. Это помогло бы решить вопрос с нежеланием страховых компаний страховать туроператоров. Если бы было очевидно, о какой сумме идет речь, страховые компании были бы готовы брать на себя риски.
Ростуризм в подчинении у Министерства культуры был призван в основном представлять Россию в мире. МЭР нацелено на то, чтобы туризм приносил деньги и, думаю, заинтересован в том, чтобы отрасль жила и развивалась.
Сергей Морев, владелец сети хостелов «Друзья»
Важно не то, кто к какому министерству относится. В Петербурге происходит чехарда председателей комитета по развитию туризма (18 июня его возглавил Евгений Панкевич, сменивший уволенного Андрея Мушкарева, занимавшего пост с июня 2016 года). Они поработают год-два и уходят. Развитием туризма никто не занимается. Это сказывается на нашей загрузке.
Надо поработать над облегчением визового режима, развивать культурные контакты и образование. Большая проблема — с англоговорящими сотрудниками. Вузы выпускают людей, которые не говорят на уровне, достаточном для работы в сфере обслуживания.
Обязательная классификация гостиниц — положительное решение, но нужно больше контроля в этой сфере. У нас очень много гостиниц, мини-отелей или мест размещения, которые до сих пор не классифицированы. Их никто не закрывает, не штрафует. Видимо, просто некому этим заниматься.