Граждане-должники и их кредиторы крайне редко пользуются возможностью заключать мировые соглашения и реструктуризировать долги, то есть договариваться об их поэтапной рассрочке. И тех, и других больше устраивает банкротство, следует из статистики портала ЕслиБанкрот.рф и проекта «Федресурс».
Число решений о признании граждан банкротами в 2017 году превысило 29,8 тысячи. Процедура реструктуризации долгов была введена в более чем 7,5 тысячи дел. И лишь 161 дело было прекращено по причине заключения мирового соглашения.
Процедура банкротства и реализации имущества вводится, когда возможности восстановить свою платежеспособность у должника нет. В абсолютном большинстве дел средств, вырученных в ходе продажи имущества, для полного удовлетворения требований кредиторов не хватает, отмечает Артем Кадников, арбитражный управляющий, юрист правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры». В этом случае решение о дальнейшей судьбе должника принимает суд. Долги спишут, если должник сотрудничал с финансовым управляющим, предоставил всю информацию о составе имущества, количестве кредиторов и размере задолженности, не привлекался к уголовной и административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, а обстоятельства возникновения его задолженностей объективны.
За год кредиторы и граждане-должники заключили лишь чуть больше 160 мировых соглашений
Реабилитационные процедуры — мировое соглашение и реструктуризация долга — должны вести к восстановлению платежеспособности должника, избавив его от необходимости получать официальный статус банкрота и сталкиваться с последствиями в виде невозможности открыть свое ИП, занять руководящую должность или устроиться на службу в госорганы или силовые структуры.
Теоретически идея хорошая, однако на практике реабилитационные процедуры должников имеют крайне малую эффективность, говорит Артем Кадников. Основная причина: участники процесса в ней не заинтересованы. «Кредиторы — банки и микрофинансовые организации — крайне редко полноценно вовлечены в ход процедуры. Чаще всего они ограничиваются подачей заявления о включении в реестр требований кредиторов, тогда как для достижения компромисса нужна полноценная вовлеченность всех участников процесса и, главное, их обоюдная заинтересованность в возможных соглашениях», — резюмирует Кадников. Закон допускает реструктуризацию только для случаев, когда план погашения задолженности позволит полностью удовлетворить требования залогодержателей и не менее половины требований остальных кредиторов, а таких случаев у нас практически нет, добавляет Ирина Корзун, эксперт портала ЕслиБанкрот.рф. По статистике «Федресурса» у граждан-должников вовсе нет имущества для реализации в 79 процентах случаев, а в 74 процентах кредиторы получают ноль по результатам банкротства.
«Реструктуризация или мировое соглашение должно быть выгодно обеим сторонам, это вопрос экономической целесообразности. В большинстве случаев стороны ее не видят, поэтому идут по пути банкротства», — констатирует руководитель проекта «Федресурс» Алексей Юхнин.