На осень-зиму татарстанцы традиционно присматриваются к Таиланду, Вьетнаму и ОАЭ, хотя турпоток может снизиться на 10%
«Валютные горки», на которых, как на горных лыжах, катается рубль, а также крах туркомпаний нанесли удар по туристическому рынку. Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты говорят о снижении глубины бронирования массовым туристом. Подорожание путевок не волнует разве что VIP-туристов — они уже начали бронировать новогодние праздники, а масс-сегмент заглядывает максимум на октябрь. О том, чем живет туррынок в преддверии бархатного сезона и в ожидании «адских» санкций, — в материале «БИЗНЕС Online».
ТУРИЗМ НА ФОНЕ «ВАЛЮТНЫХ ГОРОК»: КТО-ТО ВЫЖИДАЕТ, КТО-ТО СБРАСЫВАЕТ
Рублево-валютный кризис грозит очередным спадом в туристической отрасли. В августе рубль опустился до очередных минимумов – доллар движется к отметке в 70 рублей, евро преодолел 80-рублевый рубеж. А туризм, как правило, та самая отрасль, которая чувствует на себе скачки валюты в первую очередь. Тем более что на носу вроде как бархатный сезон.
Основные повышения цен на авиабилеты и турпутевки произошли в середине августа – повезло тем, кто успел оплатить свой отдых до этого времени. Как сообщала «Интерфаксу» пресс-секретарь российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина, рост курса валют подтолкнул российских туристов к спешной оплате забронированных туров. По ее словам, ряд компаний начали созваниваться с клиентами, чтобы предупредить их о нестабильности на валютном рынке и предложить докупить предоплаченные туры. Тюрина предположила, что сложившаяся ситуация может повлиять на спрос, но выразила надежду, что это скоро пройдет. «Возможно, путешественники выберут отель дешевле, но все равно поедут. Сентябрь продается довольно активно, популярны экскурсионные туры по Европе. Востребованы и пляжные туры, в августе-сентябре на первом месте Турция. Думаю, люди пару-тройку дней подождут и снова будут покупать туры, как и раньше», — прокомментировала Тюрина. Впрочем, некоторые туристы сокращают время своего отдыха на день, чтобы компенсировать курсовую разницу, но их не сказать чтобы много. В конце концов, «гулять так гулять — давай на рубль квасу»: отдыхать у нас принято хорошо и с размахом.
Интересно, что кто-то считает нужным выжидать, пока не произойдет коррекция валютного рынка. Онлайн-журнал HotLine.travel организовал опрос на своей площадке для профессионалов турбизнеса о том, как повлияло ослабление рубля на продажи. 34% представителей розницы отметили, что их клиенты ведут себя по-разному. «Одни выжидают, другие сбрасывают рубли. В итоге продажи примерно на том же уровне, как и в начале недели», – обрисовали они текущую ситуацию. Лишь на третьем по популярности месте (21%) оказался ответ о том, что клиенты бросились оплачивать туры, как только курс рубля пошел вниз, в том числе на предстоящий зимний сезон.
«БРОНИРОВАНИЕ НЕЛЬЗЯ РАССМАТРИВАТЬ ТОЛЬКО В КОНТЕКСТЕ РУБЛЯ»
Число международных бронирований авиабилетов на регулярных авиарейсах в конце лета несколько снизилось, сообщили «БИЗНЕС Online» в российском метапоисковике авиабилетов Aviasales. Но это не только отражение курса рубля, но и возвращение Турции.
«В регионе появились чартеры, летать которыми в ту же Турцию удобнее. При этом, если измерять температуру в среднем по палате, летать меньше не стали и бронирований на осень не меньше, чем в прошлом году, — говорит PR-директор Aviasales Янис Дзенис. – Как и прежде, в топе международных направлений для отдыха остаются Тбилиси, Стамбул, Анталия, Прага и Барселона. Этот летний список почти не меняется от года к году».
Что касается цен, то стоимость билетов за границу снизилась на 2,84%, а перелеты по России из Казани, наоборот, подорожали, правда, всего на 0,04%.
Если рассматривать более длительный период, в поисковике отмечают, что за год билеты по России из Казани подешевели на 11,5%. А количество бронирований, которые прошли через Aviasales, увеличилось на 37,4%.
«Международные бронирования подорожали на 5,8 процента, при этом количество международных бронирований снизилось на 30 процентов. Это может быть связано не столько с ценой, сколько с возвращением привычного операторского продукта. При этом совершенно не стоит бояться самостоятельно планировать поездку, — уверен Дзенис. – Даже на пике цен слетать в Барселону можно за 15 тысяч рублей, а билеты в Стамбул находятся в календаре Aviasales по цене от 13 тысяч».
«ТУРИЗМ – ТА СФЕРА, КОТОРАЯ ПЕРВОЙ ЧУВСТВУЕТ ДЫХАНИЕ КРИЗИСА»
Игроки казанского туррынка серьезных изменений или панических атак от клиентов после ослабления рубля не увидели, хотя спрос и стал меньше. Как объясняет директор по продажам «Салават City Center» Рустем Тарзиманов, туризм – одна из тех сфер, где рублевая стоимость обновляется автоматически. То есть если курс вырос на 5%, то с этого же дня и цена тура меняется на эти 5%.
«Конечно, все зависит еще и от направления. Есть долларовые и евровые направления. В зависимости от курса валют автоматически пересчитывается стоимость в рублях. Поэтому нет возможности побежать и купить тур, как технику, машину, или одежду, где цена меняется не так оперативно. Так что купить по старому курсу уже ничего нельзя, — говорит он. – К сожалению, туризм это та сфера, которая первой чувствует дыхание кризиса. С экономикой не все в порядке, постоянно санкции, растут курсы валют. Все это усугубляет ситуацию, и уменьшает количество людей, которые могли бы позволить себе отдых».
Август же, по словам эксперта, вообще всегда такой месяц, когда спрос падает. Этому есть несколько причин. Те, кто хотел куда-то поехать летом, уже давно купили путевки. А с сентября поток туристов падает в принципе, поскольку на море — в Турцию, Крым, Краснодарский край — люди обычно ездят с детьми, а осенью у них школа. «Конечно, сказалось и то, что в августе произошли скачки валют. По ощущениям, за последние пару месяцев курс вырос примерно на 15%, а, возможно, и больше. Люди рассчитывали на одну цену, но увидели совсем другую. И поэтому откладывают покупку тура — возможно, до лучших времен, или когда курс упадет, — перечисляет Тарзиманов. – И вообще август специфический месяц для России. У нас все кризисы были в августе, какие-то катаклизмы. В целом, тенденция к падению продаж всегда в августе ощущается». Еще одним «переломным» месяцем года является декабрь — все, кто хотел поехать под новый год, успели купить путевки. А на февраль или более поздние даты еще не созрели.
То, что желающие отдохнуть уже отдохнули, и не отказались от своих планов, подтверждает в беседе с нашей газетой и глава ассоциации туристических агентств РТ, гендиректор турагентства «Персона Грата» Рамиль Мифтахов. «Ослабление рубля многих уже не беспокоит — основная масса, которая планировала поехать куда-то, купила туры еще до обвала, — говорит он. – Пока после лета люди отдыхают. В течение сентября начнутся бронирования. Запросы уже есть, это Таиланд, Вьетнам, Эмираты. И запросы достаточно интенсивные».
Директор турагентства «Диля-тур» Гульнара Фахриева говорит, что после ослабления рубля «туристы в шоке, ругаются, ворчат, что мы поднимаем цены, но все равно потихонечку бронируют». «Спрос есть, люди едут. Возмущаются, конечно, из-за обвала рубля», — рассказала она. По ее словам, люди, в основном, грамотны, поэтому бронируют и сразу оплачивают тур. Соответственно, и отказов по причине подорожания путевок не было.
«ПО ПАЛЬЦАМ ОДНОЙ РУКИ ПОСЧИТАЮ ОПЕРАТОРОВ, ЧЕРЕЗ КОТОРЫХ НАДЕЖНО ЕХАТЬ»
Вместе с тем, глубина бронирования заметно снизилась. В «тучные» годы в сентябре уже шел вал бронирований на новогодние праздники. Сейчас же, как отмечает директор «Диля-тур», глубина — лишь на октябрь.
Впрочем, тут следует учитывать ценовой сегмент. Представитель Салават City Center Рустем Тарзиманов говорит, что туристы среднего, выше среднего и вип-сегмента, как правило, задумываются об отдыхе заранее и стараются брать перелеты на регулярных рейсах. «На таких рейсах чем раньше забронируешь, тем больше вероятность, что вообще будут места, и цена будет ниже. Особенно, если брать бизнес-класс – он на новогодние даты всегда забит. Что касается сегмента, начиная с ниже среднего, то все происходит, как правило, на базе чартерных перевозок». Поэтому всплеска людей, которые мечтают полететь на отдых в декабре-январе, не отмечается. Курс рубля играет не последнюю роль. Но есть и другие причины — основная масса людей не привыкла планировать отдых заранее. Об этом думают более-менее состоятельные туристы, потому что они знают, что хотят — и если не успеют забронировать, например, определенный отель на Мальдивах за полгода, то мест там уже не будет. А сегмент ниже среднего выбирает по цене.
«Но сейчас нет горящих вариантов, раннего бронирования, произошло несколько банкротств туркомпаний, прекращение деятельности „Натали Турс“ — все это настораживает людей. Я их понимаю», — говорит Тарзиманов. И у туристов возникнут резонные вопросы, через кого бронировать зиму. «Я, наверное, только по пальцам одной руки посчитаю операторов, через которых надежно ехать отдыхать. Мы как турагент всегда на распутье – через кого же бронировать. Благо, мы и сами туроператоры, и сами можем формировать турпродукт – нам проще. Но это можно делать только на базе регулярных перевозок. И это в разы надежнее, чем опираться на чартеры. Последние, к сожалению, подвержены частым изменениям. Например, поставил туроператор рейсы, и заявил о полетах раз в неделю. А затем увидел, что спрос меньше, и сокращает количество рейсов. Да, чартер дешевле, это прямой рейс, но такие риски тоже есть», — объясняет эксперт.
Так что вероятность спада осенью весьма вероятна. «Большинство людей в России не становятся богаче. Возможно, будут еще скачки курсов валют. Если спрос будет падать, туроператорам придется сокращать программы, потому что в убыток никто летать не собирается. Сокращение полетов – это очередные неудобства клиентам. У многих складывается мнение, что туроператоры и турагенты не нужны, а проще приобрести все самостоятельно в интернете. Такое мнение имеет право на существование, но тут тоже не все так просто», — отмечает он. И приводит в пример приостановку деятельности одного из крупнейших на российском рынке онлайн-агентств по продаже авиабилетов Sindbad. Сервис работал на рынке бронирования авиабилетов с 1995 года. О приостановке его работы из-за просрочки гарантийного платежа авиакомпаниям стало известно несколько недель назад. Официальных заявлений с того времени не было, а на сайте Sindbad’а сейчас нельзя забронировать билеты – есть лишь контакты и важная информация для пассажиров. «Многие брали там билеты, потому что было чуть дешевле, чем у самих авиакомпаний. При правильной работе этого агрегатора клиенты не должны были бы пострадать», — говорит Тарзиманов.
Гендиректор турагентства «Персона Грата» Мифтахов также говорит, что в сезоне осень-зима с учетом новых цен отдыхать поедет меньше людей. А те, кто поедут, выбирают достаточно недешевые направления. «Поэтому те, кто хочет поехать, несильно реагируют на удорожание путевки за счет обвала в среднем на 10%, — говорит собеседник. – Рынок осенью-зимой по сравнению с летом всегда будет падать. Если сравнивать доллар с прошлым годом, это так и будет, 10%. Возможно, это как-то внутренне уменьшит пассажиропоток в этом году, учитывая и внешнеполитические факторы. Год от года ситуация все усложняется и усложняется – в финансовом и другом плане. Так что, возможно, кто-то из людей и откажется от запланированной поездки – дополнительного ежегодного отдыха».