Чем меньше масштаб бизнеса, тем хуже ситуация с платежами
Предприятия и организации, по данным Росстата, увеличивали просроченную задолженность перед своими поставщикам в пяти из шести месяцев I полугодия 2018 года: рост «дебиторки» поставщиков в разрезе «месяц к месяцу» составил в феврале 4,5%, в марте — 4,1%, в апреле — 9,1% и в июне — 1,9%. Исключением стал май, когда отмечалось снижение на 0,7% к апрелю.
Похожая картина складывается и на основании выборочных данных системы «СПАРК-Мониторинг платежей». Доля компаний, своевременно рассчитывающихся со своими поставщиками, снизилась во II квартале этого года на 5 процентных пунктов — до 69,2 % по сравнению с предыдущим кварталом, при этом на 5,3 процентного пункта, до 10,5%, возросла доля компаний с просрочкой оплаты более 60 дней.
Чем меньше масштаб бизнеса, тем хуже ситуация с платежами, следует из данных «СПАРК-Мониторинг платежей». В сегменте малого бизнеса доля компаний с просрочкой оплаты поставщикам более 60 дней увеличилась на 2,7 процентного пункта, среднего — на 2, крупного — только на 0,9.
Проблема роста просроченной задолженности весьма актуальна для бизнеса, следует из данных проводимого Российским союзом промышленников и предпринимателей ежеквартального анкетирования «Состояние российской экономики и деятельность компаний». Неплатежи со стороны контрагентов как фактор, негативно влияющий на деятельность компании, в апреле-июле снова вышел на первое место: его выбрали 44,2% респондентов. Значимость этой проблемы выросла — в апреле она находилась на втором месте списка с долей респондентов 28,4%. Следствие роста просроченной задолженности — недостаток оборотных средств — мешал работе 37,7% организаций, что на 5,3 процентного пункта выше показателей апреля.
В целом ситуация с платежной дисциплиной покупателей стабильна, отмечает исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний Дмитрий Шевченко. Вместе с тем сохраняются риски замедления расчетов в секторе b2b во II полугодии 2018 года, снижается число компаний, которым может быть предоставлена длительная отсрочка в 60 и более дней.
В отраслевом разрезе снижение уровня расчетов с поставщиками продемонстрировали, в частности, компании оптовой и розничной торговли, общественного питания, строительного сектора, производства пищевых продуктов, следует из данных «СПАРК-Мониторинг платежей». В перспективе, по мнению Шевченко, в более выигрышной ситуации в части дисциплины платежей будут отрасли, где конечным потребителем выступают физические лица — товары повседневного спроса, продукты питания, бытовые услуги, электронная коммерция. В корпоративном секторе поставщики будут ориентироваться на отрасли со стабильным денежным потоком — например, государственные контракты, контракты государственных компаний и связанные с ними, зависимые от них поставки.
Кардинально решить проблему неплатежей в строительном секторе пока не удается, отмечает генеральный директор Рейтингового агентства строительного комплекса Николай Алексеенко. Компании строительного сектора продолжают банкротиться темпами, превышающими показатели докризисного 2014 года, хотя число новых банкротств и сократилось в I полугодии текущего года до 1056 по сравнению с 1287 за аналогичный период прошлого года. С 19,1% до 18,7% снизилась доля просроченной задолженности строительных компаний в общей величине кредитной задолженности перед банками — но в докризисный период она не превышала 9%, напоминает эксперт.
На строительные работы, по данным Алексеенко, приходится до 50% от всей величины государственных контрактов, поэтому строительный сектор чувствителен к платежной дисциплине государственных заказчиков. И если заказчики всеми доступными законными способами откладывают оплату по договорам, то это может порождать «цепочку неплатежей» между подрядчиками. Поправки в федеральный закон №44-ФЗ о госзакупках, устанавливающие требование оплаты работ в 30-дневный срок после подписания актов, пока не принесли строительным компаниям нужного результата, замечает эксперт. Это тормозит улучшение ситуации с уровнем расчетов в отрасли.
Сфера электроэнергетики также пока мало выигрывает от слабого роста экономики, есть улучшения на отдельных территориях или в отдельных группах потребителей, но изменения еще не носят системный характер, рассуждает председатель правления ассоциации «Надежный партнер» Андрей Романчук. На розничном рынке электроэнергии сохраняется высокий уровень оплаты — в среднем по России он составляет 98,8%, то есть количество дисциплинированных потребителей преобладает. Однако по сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель снизился на 0,4 процентного пункта.
Лучше всего платит бюджетный сектор, хуже — непромышленные потребители, включая предприятия ЖКХ, и население, на которых приходится более половины всей задолженности. Улучшилась ситуация во взаиморасчётах между сбытовыми и сетевыми организациями.
На оптовом рынке электроэнергии и мощности задолженность выросла почти на 9 млрд рублей с начала года. При этом Романчук обращает внимание, что накопленная на оптовом рынке задолженность, которая уже достигла 75,9 млрд рублей, распределена крайне неравномерно — 2/3 традиционно приходится в Северо-Кавказский федеральный округ. Тем не менее, по его словам, системные проблемы по группам неплательщиков одинаковы практически по всем регионам страны. Предпосылок для видимого улучшения ситуации с уровнем расчетов в отрасли до конца года нет, резюмирует эксперт.
Но показатели текущего года остаются все же лучше прошлогодних. Если в I полугодии 2017 года просроченная дебиторская задолженность, по данным официальной статистики, находилась в диапазоне 7,2-7,3%, то в январе-июне текущего — 6,0-6,5%. Аналогичную тенденцию показывают данные системы «СПАРК-Мониторинг платежей»: доля компаний с просрочкой оплаты более 60 дней (анализ сопоставимой выборки) по сравнению со II кварталом прошлого года снизилась на 3,7 процентного пункта.