Нововведения вступят в силу в сентябре
ФТС в сентябре получит право оспаривать в суде сделки компаний, а также требовать ликвидации предприятий, допустивших грубые нарушения законодательства. Так таможня планирует бороться с появлением фирм-однодневок и предотвращать незаконный вывод денег за рубеж, рассказали «Известиям» в ведомстве. Однако это не означает, что в сентябре на суды обрушится шквал исков от таможенных органов.
4 сентября в силу вступают изменения в закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Они дают ФТС право обращаться в суд с иском о признании сделки недействительной, а также с иском о ликвидации компании в случае грубых нарушений закона, носящих неустранимый характер, сообщили «Известиям» в службе. Там рассчитывают, что это позволит заблаговременно пресекать деятельность фирм-однодневок, направленную на совершение незаконных финансовых операций. Кроме того, новые полномочия позволят создать альтернативный механизм взыскания в бюджет незаконно выведенных денег, полученных нерезидентами от мнимых операций, добавили в службе.
Важно, что такие полномочия могут быть реализованы только в судебном порядке — это дает защиту бизнесу, считает юрист Национальной юридической службы «Амулекс» Екатерина Попова. По ее мнению, вряд ли в сентябре на суды обрушится шквал исков со стороны таможенных органов с требованиями ликвидировать компании или признать сделки недействительными, однако корпоративным юристам стоит следить за изменениями в законе. Налоговые органы также имеют право исключить компанию из ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц. — «Известия»), в законе есть для этого конкретные основания, например, недостоверность юридического адреса, пояснила эксперт.
Что касается сделок, то речь идет, вероятно, о так называемом постконтроле, считает старший научный сотрудник Лаборатории макроэкономических исследований Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Андрей Точин. Когда товар находится уже в обороте на территории России, но выясняется, что он был ввезен контрабандой. У такого товара уже есть владелец, который приобрел его на вполне законных основаниях. В этом случае таможня может оспорить сделку и применить последствия недействительности. Законному покупателю возвращаются деньги, а он должен вернуть товар, на который уже можно наложить арест, полагает эксперт.
Нововведение может отрицательно сказаться на легальном бизнесе, считает управляющий партнер юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Рустам Курмаев. По его мнению, таможня может использовать новую норму для повышения наполняемости бюджета, оспаривая сделки, и пытаться записать в однодневки нормальных участников рынка.
С начала года, по данным таможни, из России было незаконно выведено по поддельным документам и в рамках экспортно-импортных контрактов почти 145 млрд рублей. Это довольно большая сумма, когда речь идет о нарушениях, но в масштабах российской экономики она не представляется очень существенной, считает управляющий партнер компании «УК Право и Бизнес» Александр Пахомов. Отток капитала из России в прошлом году составил $31,3 млрд.
Причина оттока капитала, как легально так и «серым» путем, кроется не в плохой работе банков или таможенных органов, полагает Андрей Точин. Условия работы в России меняются быстро, что делает инвестиции более рискованными, пояснил он. Незаконный вывод денег за рубеж — следствие этих процессов, и проблему не решить одним только усилением контроля, считает директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. Нужно создать среду, комфортную для бизнеса: не повышать налоговую нагрузку и не разрушать налоговую систему инициативами фискального характера.