Компания предлагает кредиторам стать собственниками
Микрофинансовая компания (МФК) «Домашние деньги» представила инвесторам новый план по реструктуризации облигаций. Она предлагает кредиторам конвертировать обязательства в капитал новой компании, которая будет развивать проекты в области микрофинансирования. Эксперты отмечают, что для кредиторов это далеко не лучший вариант, однако альтернативы у них фактически нет.
МФК «Домашние деньги» 21 августа провела встречу с инвесторами, на которой представила новый план реструктуризации обязательств. Кредиторам предлагается обменять обязательства по облигациям на вхождение в капитал новой компании, которая будет заниматься развитием сразу нескольких проектов на рынке микрофинансирования. При этом предполагается, что прибыли от этих проектов будет достаточно, чтобы до 2022 года МФК смогла погасить долги перед всеми своими кредиторами. В «Домашних деньгах» во вторник не смогли оперативно прокомментировать данную информацию.
7 августа «Домашние деньги» допустили дефолт из-за неисполнения обязательств перед владельцами реструктурированных облигаций, не погасив часть их номинальной стоимости и купонный доход на сумму 90,5 млн руб. (см. “Ъ” от 8 августа). Тогда в компании сообщили, что ранее согласованный план реструктуризации облигаций не учитывал интересов кредиторов другого типа — как юридических, так и физических лиц, заключивших с компанией договоры займа. Для предотвращения возможных судебных исков в компании пообещали разработать новый план, «который будет учитывать интересы каждой группы кредиторов». Чтобы привлечь на встречу для обсуждения нового плана «наибольшее количество участников вне зависимости от объема инвестиций», компания 16 августа рассылала приглашения по всем имеющимся у нее контактам.
Инвесторы отмечают, что пока новое предложение «Домашних денег» выглядит весьма туманно.
«На данный момент непонятно, на каких условиях нам предложено войти в капитал новой компании,— говорит один из собеседников “Ъ” из числа инвесторов.— Не очень ясно, как это будет оформляться, какой у новой компании будет уставный капитал, что за гарантии нам могут предоставить и что будет с долгами по облигациям — будут ли они полностью списаны». По словам другого собеседника “Ъ”, предыдущие условия реструктуризации для инвесторов были прозрачны, было ясно, за что именно предложено голосовать. «Сейчас это выглядит так, как будто нам предлагают выбирать из неясных перспектив нового проекта и фактически банкротства компании»,— сетует он.
Впрочем, не факт, что даже в случае принятия инвесторами нового плана реструктуризации это убережет «Домашние деньги» от банкротства. Агентство по страхованию вкладов (АСВ) от имени банка «Интеркоммерц» (лицензия отозвана 8 февраля 2016 года) 3 августа сообщило о намерении обратиться в суд с заявлением о признании «Домашних денег» банкротом. На дату открытия конкурсного производства (29 апреля 2016 года) в балансе банка учтена задолженность по предоставленным компании кредитам без учета начисленных процентов и штрафных санкций в сумме 1,78 млрд руб. Намерение АСВ обратиться в суд было спровоцировано тем, что «Домашние деньги» допускали нарушение графика погашения основного долга и процентов за пользование кредитом. По информации “Ъ”, иск должен быть подан на этой неделе.
В сложившейся ситуации кредиторам остается только надеяться и ждать, отмечают эксперты. «Кредиторам было предложено вновь поверить в жизнеспособность микрофинансового бизнеса и поддержать идею создания новой компании с целью передать ей денежные требования,— отмечет управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.— Оценивать такое предложение довольно сложно, уверенности в том, что новая компания реально сможет приносить доход и гасить долги, пока взяться неоткуда». По его мнению, «Домашним деньгам» будет затруднительно убедить держателей долговых обязательств согласиться на предложенный вариант реструктуризации. Однако банкротство в данной ситуации облигационерам абсолютно не выгодно, вариант с созданием новой компании или иные альтернативные варианты хотя бы дают надежду, а при банкротстве основной массе кредиторов надеяться будет уже не на что, заключает эксперт.