Арбитражный суд Уральского округа в очередной раз рассмотрел требование налоговых органов Пермского края о признании незаконными действий конкурсного управляющего ОАО «Кунгурский машиностроительный завод» (КМЗ) Геннадия Девятых. Судебное заседание кассационной инстанции состоялось 30 июля. Спор конкурсного управляющего и налоговой инспекции рассматривается всеми инстанциями арбитража повторно.
И целого штата мало
КМЗ был признан банкротом в декабре в декабре 2015 года. Изначально конкурсным управляющим был назначен Андрей Мягков, который начал работу по формированию реестра кредиторов. В июле 2016 года Мягков был освобожден от исполнения обязанностей и конкурсным управляющим назначили Девятых. Через год (в июле 2017 года) в арбитражный суд обратилась ИФНС по Пермскому краю с жалобой на «ненадлежащее проведение оценки рыночной стоимости имущества, анализа финансового положения должника и сделок должника, в заключении необоснованных договоров и непринятии мер, направленных на пополнение конкурсной массы». Арбитражный суд жалобу не удовлетворил, решение об отказе устояло в апелляции. Однако, кассационная инстанция усомнилась в его правильности и вернула дело на новое рассмотрение арбитражный суд Пермского края.
Одновременно Девятых обратился в арбитражный суд с ходатайством об увеличении лимита на привлеченных специалистов.Управляющий требовал привлечь бухгалтера и двух юристконсультов с окладами в 60 тысяч рублей в месяц, делопроизводителя с окладом в 15 тысяч рублей в месяц, и еще двух бухгалтеров с оплатой 34,5 и 28,7 тысяч рублей в месяц.
Предприятию-банкроту содержание штата конкурсного управляющего обошлось бы в 257 тысяч рублей в месяц, и в 3,08 млн рублей в год. Оплачивать работу сотрудников предполагалось из конкурсной массы должника.
Оба иска — просьбу управляющего о повышении лимитов и требование ИФНС о признании его действий незаконными — арбитражный суд объединил в единое производство для совместного рассмотрения. Однако, и на «втором круге» арбитражный суд посчитал жалобу ИФНС на действия управляющего необоснованной. Требования же Девятых о повышении затрат на привлечение сотрудников признал в «усеченном» виде.
Суд согласился, что из конкурсной массы можно оплатить привлечение двух бухгалтеров с окладами 30 и 15 тысяч рублей, юриста с окладом 30 тысяч рублей и делопроизводителя с окладом 15 тысяч рублей.
ИФНС в очередной раз попыталась опротестовать решение суда и вновь обратилась в кассацию. Свое упорство налоговая инспекция пояснила так: конкурсный управляющий не представил доказательств реальной потребности в привлечении специалистов и не доказал наличие высокого объема работ. По мнению налоговой (приведено в арбитражном деле), процедура банкротства в отношении КМЗ не имеет специфических особенностей. Более того, основная часть мероприятий в рамках конкурсного производства уже выполнена, реестр кредиторов сформирован, в связи с чем все упомянутые функции могли быть исполнены управляющим самостоятельно. Поэтому, по мнению ИФНС, расходы, которых требует Девятых, чрезмерны и необоснованны, они нарушают имущественные интересы кредиторов и ведут к уменьшению конкурсной массы должника.
30 июля 2018 года, изучив объем работ, проведенных пятью штатными бухгалтерами КМЗ и тремя дополнительно привлеченными специалистами, суд признал, что объемы работ подтверждаются материалами дела о банкротстве, насчитывающими одиннадцать томов. В итоге, кассация признала, что привлечение специалистов (в усеченном виде) было оправдано и разрешили оставить двух бухгалтеров, юриста и делопроизводителя.
Многоликий банкрот
Деятельность Кунгурского машзавода под разными юридическими лицами с начала процедуры банкротства периодически возобновлялась. Производственный цикл машзавода с августа 2016 года был возобновлен в рамках нового юридического лица — ООО «Уральско-Сибирская торгово-промышленная компания» (УСТПК).
В мае 2017 года сотрудники ООО «УСТПК», работающие на площадке Кунгурского машзавода, были вновь переведены, на этот раз в ООО «Турбобур», которое является держателем фондов предприятия с 2001 года. ООО «Турбобур» также объявлено банкротом в 2015 году, но в декабре 2016 года банкротство было прервано мировым соглашением. Согласно договоренностям, завод должен был рассчитаться с кредиторами в течение трех лет. По планам компании, объем реализации Кунгурского машиностроительного завода в 2017 году должен был составить почти 1,9 млрд рублей.
В начале 2017 года топ-менеджмент завода заявлял о том, что завод обеспечен контрактами на 650 млн рублей, на заводе трудится 452 сотрудника, продолжается набор специалистов и до конца 2017 года планируется довести их численность до 900 человек. Сообщалось, что по итогам первого квартала 2017 года оборот предприятия составил около 170 млн руб.
В 2018 году ситуация неожиданно ухудшилась. В апреле весь штат сотрудников (409 человек) был отправлен в простои. Как сообщил источник на заводе, причиной очередного спада стало отсутствие оборотных средств.
ОАО «Кунгурский машзавод» зарегистрировано в 2002 году, находится в стадии ликвидации. Выручка компании в 2016 году составила 307 млн рублей, убыток достиг 187 млн рублей. Стоимость компании за тот же период оценивалась в (-535) млн рублей.
В 2004 году контрольный пакет акций ОАО «Кунгурский машиностроительный завод» выкупила «Ридженси Групп», близкая к Ивану Ли. Бизнесмен в течение нескольких лет являлся председателем совета директоров ООО «Кунгурский машиностроительный завод» и собственником ОАО «Кунгурский машиностроительный завод».
ООО «УСТПК» зарегистрировано в 2014 году. Собственником 100% доли уставного капитала компании в 20,5 тысяч рублей также является Иван Ли. Выручка компании в 2015 году составила 40,9 млн рублей, убыток достиг 172 тысяч рублей. УСТПК также владеет 100% долей ООО «Турбобур», в дальнейшем переименованного в ООО «Кунгурский машиностроительный завод».
В официальных источниках раскрытия информации фигурирует также ООО ИК «Кунгурский Машзавод». 100% доли этой компании принадлежит ОАО «Кунгурский машиностроительный завод». Компания существовала с 2004 по 2017 год, ликвидирована. Убыток в 2013 году ООО ИК «Кунгурский Машзавод» составил -9,9 млн рублей.