Депутаты рассмотрят обеспечение требований налоговиков залогами
Комитет Госдумы по собственности рекомендовал принять во втором чтении поправку к закону о банкротстве, призванную защитить бюджет от фиктивного обременения и вывода активов должниками в процессе банкротства. Уже 24 июля поправка будет рассмотрена на пленарном заседании Госдумы. В ст. 138 этого закона вносится норма, по которой арбитражный суд устанавливает требования кредитора как обеспеченные залогом, если они «основаны на обязательствах, вытекающих из отношений, которые основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны другой и наличие которых или размер которых в части превышения над размером обязательств, известных кредитору… были сокрыты от кредитора, заявившего требования». Такой сложной формулировкой поправка, по сути, гарантирует обеспечение требований налоговиков залогами.
По данным «СПАРК-Интерфакс», на середину июля в процедурах банкротства находились 42,4 тыс. компаний. Число решений судов о несостоятельности юрлиц в первом полугодии 2018 года выросло на 3%, до 6,6 тыс., а объем требований кредиторов, включенных в реестры,— на 71%, до 1,98 трлн руб.
Как говорит председатель совета Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих Дмитрий Скрипичников, предложение было подготовлено экспертами для устранения дисбаланса правового положения государства как крупнейшего недобровольного системного кредитора в делах о банкротстве. «По имеющимся оценкам, это затронет незначительную часть налоговой задолженности — 5% с учетом предложенных критериев и системы введения такого обеспечения только в отношении доначислений по сокрытой задолженности»,— заявил он “Ъ”, отметив, что при обсуждении нормы экспертами учитывалось, что такой подход в более жесткой форме реализован в США и ряде стран ЕС. В РФ же, по его словам, действующее регулирование приводит к ежегодному списанию, по экспертным оценкам, более 100 млрд руб. задолженности по налогам в рамках процедур банкротства. «Предложенные нормы обеспечат защиту бюджета от фиктивного обременения и вывода активов должниками, сокрывшими обязательства в результате злоупотреблений. Государство не знает о таких долгах и не может обеспечить их взыскание. Без поправок все иные кредиторы, самостоятельно принимающие решение о возникновении долга и способах его обеспечения, находятся в более привилегированном положении, чем бюджет,— говорит Вадим Виноградов из Центра содействия законотворчеству.— Новые правила носят превентивный характер, демотивируя потенциальных нарушителей скрывать имущество от взыскания».
Как пояснили “Ъ” в ФНС, бюджет по налоговой задолженности всегда является недобровольным кредитором. «Поэтому злоумышленники могут долго «самокредитоваться» за счет бюджета, пока не будет проведена налоговая проверка,— говорит собеседник “Ъ” в службе.— При возникновении в таких ситуациях залоговых прав бюджет сможет уравняться в правах с другими кредиторами, которые на стадии возникновения долга могут формировать свои залоговые права». Например, с банками, которые всегда предварительно проверяют платежеспособность заемщиков.
По словам другого федерального чиновника, знакомого с проектом, залоговые права государства затронут незначительную часть банкротств, только случаи выявленного уклонения от налогов по результатам проверок ФНС. «Но именно эти дела являются максимально рисковыми для бюджета, поскольку, заранее готовясь к банкротству, такие лица формируют фиктивную задолженность подконтрольных организаций, фиктивные залоговые права»,— говорит он. По статистике, примерно у трети должников остается имущество для удовлетворения требований кредиторов, остальные либо выводят его, либо формируют долг на заведомо неплатежеспособных «оболочках» юрлиц. Поправка лишит их мотивации скрывать имущество или фиктивно обременять его правами третьих лиц, ожидает собеседник “Ъ”.