Число банкротств в первом полугодии 2018 года выросло на 3%

При этом количество запущенных реабилитационных процедур, оставаясь мизерным, снизилось сразу на 16%

банкротствоЧисло российских компаний, признанных банкротами, в первом полугодии 2018 года увеличилось на 3%, и в ближайшие годы вектор вряд ли изменится. При этом количество запущенных реабилитационных процедур, оставаясь мизерным, снизилось сразу на 16%. Причина в том, что владельцы бизнеса не нацелены на справедливую реструктуризацию долгов, а от кредиторов сложно ожидать лояльности, отмечают эксперты.

Количество судебных решений о признании юридических лиц банкротами в I полугодии 2018 года выросло на 3% — до 6 626 по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Это следует из сведений, раскрытых арбитражными управляющими в «Федресурсе» (Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, fedresurs.ru).

Продолжающийся рост числа банкротств связан со сложной ситуацией в экономике. Объем инвестиций в основной капитал остается на 4% ниже уровня 2014 года, стагнация спроса подкрепляется сокращением реальных располагаемых доходов населения, отмечает доцент кафедры финансового менеджмента факультета госуправления МГУ Ольга Львова. За 2017 год реальные располагаемые доходы населения снизились на 1,7% в реальном выражении по сравнению с 2016 годом. Их падение шло уже четвертый год подряд. «Состояние спроса и инвестиционной активности может приводить к нехватке заказов и невозможности отвечать по принятым обязательствам», — говорит Львова.

Заявителями в делах о банкротстве компаний чаще всего выступают кредиторы. В первом полугодии 2018 года они инициировали 75% дел, в отношении которых раскрыты такие данные. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года их доля несколько снизилась (было 82%), доля государства выросла с 9% до 15%, самих должников и работников осталась на уровне 9% и 1% соответственно.

Эксперты прогнозируют дальнейший рост числа банкротств. Банки все активнее используют процедуры банкротства для возврата средств и для смены собственников, приводит одну из причин арбитражный управляющий Игорь Вышегородцев. Его коллега Максим Лагода отмечает также продолжающийся отзыв лицензий у банков, схлопывание рынка застройщиков жилья и перекладывание предпринимательских рисков на плечи контролирующих должника лиц. «Уверен, что рост будет измеряться в пределах 5-10% в год», — говорит он. Аналогичная ситуация будет продолжаться еще как минимум три года, ожидает партнер адвокатского бюро «Барщевский и партнеры» Павел Хлюстов.

Реабилитация по-прежнему непопулярна

Число введенных судами реабилитационных процедур (внешнее управление и финансовое оздоровление) демонстрирует противоположную динамику: оно снизилось на 16% — с 215 в I полугодии 2017 года до 180 в I полугодии 2018 года. Их доля в общем объеме процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности, остается ничтожной: 1,5% в I полугодии 2018 года, 2% в I полугодии 2017 года.

С учетом положения в экономике это закономерная ситуация, отмечают эксперты. «Неэффективность действующих реабилитационных процедур проявляется именно в период, когда есть проблемы в экономике», — говорит советник юридической фирмы Saveliev, Batanov & Partners Радик Лотфуллин.

«В условиях экономической нестабильности, усиления фискального давления на бизнес, невозможности кредитования компаний, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, на разумных условиях, сложно ожидать от кредиторов лояльности в отношении должника, желания договариваться и ждать исполнения обязательств годами, прощать часть долгов», — говорит партнер, руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса юридической фирмы «Пепеляев Групп» Юлия Литовцева.

Но со стороны должника корректный подход тоже наблюдается не так часто, констатируют эксперты. «Далеко не все владельцы бизнеса стремятся урегулировать проблемы со своими кредиторами путем достижения справедливой реструктуризации без ущемления прав каких-либо кредиторов или групп кредиторов», — говорит партнер московского офиса международной юридической фирмы Allen & Overy Игорь Горчаков.

Регулирование на перспективу

В декабре 2017 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о совершенствовании реабилитационных процедур, но эксперты не ожидают, что его вступление в силу изменит сложившуюся ситуацию. «Для эффективного применения реабилитационных процедур необходимы совсем иной уровень экономического развития страны и совсем иные бизнес-климат и бизнес-культура. В настоящее время, как только появится любая негативная информация не то что в СМИ, а просто в бизнес-сообществе, даже на уровне слухов, то это предприятие — уже не жилец», — говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай.

Впрочем, по мнению экспертов, улучшать регулирование реабилитационных процедур все же следует, поскольку бизнесу необходимы правовые основания, которыми он сможет воспользоваться при изменении ситуации. «Одной из главных задач в нашем банкротном праве остается необходимость изменения законодательства в части регулирования реабилитационных процедур», — уверен Лотфуллин.

Но если законопроект сохранится в той версии, которая прошла первое чтение, то он не сможет применяться универсально. «Процедура реструктуризации долгов в том виде, в каком она закреплена в законопроекте, будет, скорее всего, работать только применительно к крупным компаниям», — считает преподаватель Лейденского университета Илья Кокорин. Он указывает на американский и английский опыт, свидетельствующий, что реструктуризация — чрезвычайно затратная и сложная процедура.

Реструктуризация не станет популярна среди малого и среднего бизнеса, который «останется один на один с конкурсным производством», говорит Кокорин. По мнению старшего юриста группы по разрешению споров международной юридической фирмы Baker McKenzie Павла Новикова, для успеха реабилитационных процедур потребуется большая работа по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса, столкнувшихся с финансовыми сложностями.

Впрочем, эксперты видят в рассматриваемом законопроекте и такие нормы, которые будут полезны уже в настоящий момент. Руководитель правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский, например, обращает внимание на статью законопроекта, которая позволит продолжить исполнение контрактов, принципиально важных для выживания должника.

«Сегодня продолжение хозяйственной деятельности конфликтует с мораторием на удовлетворение требований кредиторов и, как следствие, в банкротстве выживают только бизнесы с очень коротким сроком оборота средств или если есть сторонний инвестор, финансирующий завершение контрактов должника с ключевыми покупателями и заказчиками», — отмечает Олевинский.

Реформа института реабилитационных процедур также может быть важна для привлечения инвестиций из-за рубежа. «Мы часто встречаемся с ситуацией, когда иностранный инвестор готов реабилитировать банкротный бизнес, но риски и неопределенности, связанные с регулированием процесса банкротства, останавливают его», — говорит партнер московского офиса Cleary Gottlieb Steen & Hamilton Юлия Соломахина. По ее словам, есть надежда, что изменение законодательства все же поможет.

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика