Проблемы «Натали Турс» могут спровоцировать кризис доверия на рынке
Из-за возникших финансовых проблем компания «Натали Турс» не выполнит обязательства по всем турам, проданным до 30 сентября, заявил ее гендиректор и совладелец Владимир Воробьев. По его словам, оператор ищет внешнего инвестора и рассчитывает возобновить реализацию туров в октябре. Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, уверен, что привлечь финансирование господину Воробьеву будет непросто: «Натали Турс» задолжала контрагентам $10–20 млн, еще $4–5 млн может составить долг перед туристами. По оценкам главы Ростуризма Олега Сафонова, за границей сейчас около 3,5 тыс. клиентов компании. Число тех, кто купили туры, но еще не воспользовались ими, может достигать 8 тыс. человек, полагает собеседник “Ъ”.
Как говорит источник “Ъ”, проблемы «Натали Турс» уже встревожили федеральные власти: в среду ситуация вокруг оператора обсуждалась у вице-премьера Ольги Голодец. Совещание носило информационный характер, никаких решений по итогам принято не было, утверждает источник “Ъ” в правительстве. То же самое сказали и в Ростуризме. В аппарате госпожи Голодец от комментариев отказались.
Знакомый с ситуацией собеседник “Ъ” отмечает, что сейчас власти оказались в непростой ситуации, так как «Натали Турс» не объявила о приостановке своей деятельности: «Потому компенсационные механизмы включиться не могут, все в подвешенном состоянии».
Гендиректор Travelata.ru Алексей Зарецкий рассказывает, что клиенты «Натали Турс», в чьи пакеты входят регулярные рейсы, могут воспользоваться перевозкой. «Они уже полностью оплачены, но трансфер и отель нужно финансировать самостоятельно, в дальнейшем оператор обещает компенсировать затраты»,— объясняет господин Зарецкий. По его словам, сейчас турагенты возвращают клиентам «Натали Турс» агентскую комиссию и принимают заявления от клиентов на возврат средств.
«Натали Турс» — один из старейших туроператоров России, существует с 1992 года. В пятницу компания отказалась от чартерных рейсов. В понедельник стало известно, что из-за долгов с ней отказываются работать зарубежные контрагенты, а прилетевших регулярными рейсами туристов не селят в отели. Во вторник об уходе с рынка заявил другой старейший игрок — DSBW Tours. Сейчас за границей, по оценкам Ростуризма, 250–300 клиентов компании, еще около 1 тыс. человек, согласно данным источников “Ъ” на рынке, не воспользуются купленными турами. Ранее с рынка ушли еще три крупных оператора: 10 июня о приостановке работы заявила Raduga Travel, 15 июня — Polar Tour, 22 июня — «Матрешка тур». В прошлую пятницу выполнять чартерные программы отказалась также «Аврора БГ». Как и «Натали Турс», она не остановила свою деятельность.
Массовые проблемы туроператоров могут спровоцировать новый кризис доверия, предполагает представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Аналогичная ситуация была в 2014 году, когда из-за ухода с рынка более чем 20 туроператоров спрос на организованные туры резко сократился. «Фактически в августе 2014 года продажи просто встали, восстанавливаться рынок начал лишь в 2016 году»,— вспоминает госпожа Тюрина. Она указывает, что на фоне сложившейся ситуации появляется все больше слухов о банкротстве других участников рынка.
Представитель OnlineTur.ru Игорь Блинов считает, что при негативном сценарии падение продаж по итогам года может составить 12–15%, и это будет большим ударом.
Представитель транспортного комитета «Турпомощи» Дмитрий Горин, впрочем, полагает, что на этот раз последствия массовых банкротств для рынка будут не такими серьезными, как четыре года назад. «Уходят не самые крупные игроки, а средств компенсационного фонда в любом случае окажется достаточно для вывоза туристов»,— объясняет он.