Верховный суд (ВС) разрешил исключить из конкурсной массы банка-банкрота средства на депозите нотариуса. Спор возник из-за нормы, которая защищает депозиты от взыскания. Она появилась в Законе о банкротстве в 2015 году. Агентство по страхованию вкладов (АСВ) считает, что эти деньги — долг банка перед нотариусом, который по определению не входит в конкурсную массу, а норма в Законе о банкротстве неисполнима. Но экономическая коллегия ВС оставила в силе решение первой инстанции, поддержавшей нотариуса. Во время заседания также выяснилось, что АСВ готовится обратиться в Конституционный суд (КС) по этому вопросу.
На депозите нотариуса Ии Горбунковой в обанкротившемся банке «Развитие» числились 165 млн руб. Суд первой инстанции согласился, что исключить из конкурсной массы надо всю сумму. Об этом говорит п. 2 ст. 189.91 Закона о банкротстве. Норма вступила в силу 29 декабря 2015 года. А так как банкротство банка началось позже (в октябре 2016 года), то суд применил правило ко всем средствам на счете Ии Горбунковой. Апелляция и кассация исключили только 133 млн руб., так как они поступили на счет после вступления в силу нормы Закона о банкротстве (№ А25-2194/2016).
Представитель АСВ Вячеслав Громов в сегодняшнем заседании в ВС полгала, что деньги — собственность банка, а средства на депозите нотариуса отражают обязательства банка перед ним. Требование Закона о банкротстве исключить их из конкурсной массы является «юридически и фактически неисполнимым». Действительно, исключение денег на депозите нотариуса из конкурсной массы не означает, что нотариус сможет их вернуть, так как у банка может вообще не оказаться средств. При этом не ясно, как выплата нотариусу соотносится с очередностью требований иных кредиторов. АСВ просило экономическую коллегию обратиться в КС по этому вопросу, но ВС ходатайство не удовлетворил. Из слов Вячеслава Громова следовало, что агентство также готовит самостоятельную жалобу в КС.
Исключение средств на депозите нотариуса из конкурсной массы возможно, настаивал представитель нотариуса Михаил Комаров. Также он жаловался, что апелляция и кассация в резолютивной части убрали фразу «обязать перечислить» деньги на депозит Ии Горбунковой в другом банке. АСВ издало распоряжение об исключении денег. Ия Горбункова полагала, что агентство хочет отдать эти деньги тем, кто приходит за исполнением по депозиту, или самому нотариусу. Но АСВ отказывало, так как у банка обязанности перечислить деньги нет. «В пользу кого эти средства исключены из конкурсной массы?» — удивлялся Михаил Комаров. Определение суда первой инстанции было более правильным, полагает представитель, так как суд указал способ защиты права.
Тройка судей ВС оставила в силе решение суда первой инстанции, исключившей все средства на депозите нотариуса из конкурсной массы и указавшей, что они должны быть выплачены на счет нотариуса в ином банке.