Проблема с 2000 КамАЗов экологического класса «Евро-2» докатилась до Челябинской области. Эксперты прогнозируют банкротство большинства фирм-производителей, которые занимаются доработкой и продажей автомобилей КамАЗ.
В конце прошлого года против организаторов масштабной аферы возбудили уголовные дела. Лидером организованного преступного сообщества следователи считают владельца ООО «ТД «Авто» Ильдара Саитова. В ходе расследования был арестован начальник ГИБДД Кировской области Александр Плотников.
В начале нынешнего года ГИБДД аннулировала сертификаты одобрения транспортных средств. С этого момента и начались беды компаний, которые ни в чем не были виноваты. В том числе пострадали предприниматели Челябинской области. Но так или иначе ПТС аннулированы и 2000 КамАЗов сняты с учета, а убытки несут перепродавцы и предприятия, которые устанавливали на грузовики допоборудование. Некоторые из покупателей машин уже подали в суд на поставщиков. Но история вряд ли имеет быстрое решение.
Представитель «Птицефабрики Гайская» (Оренбургская область) Александр Павлов рассказал, что приобретенную машину без объяснений сняли с учета.
— Будем подавать в суд на компанию, у которой автомобиль приобретали, — говорит Павлов.
Самое время напомнить, что к эксплуатации на территории России и Таможенного союза допускаются машины, которые соответствуют требованиям экологических норм «Евро-4» и «Евро-5». Автомобили, о которых идет речь, делали с двигателями класса «Евро-2», поэтому они не подлежат сертификации.
Сергей Морозов, директор челябинского общества «Грузовая техника», рассказал, что когда документы были аннулированы, представители предприятия не получили ответов ни от ГИБДД, ни от завода-производителя. К самому предприятию поданы сейчас иски от четырех компаний на общую сумму около 10 миллионов рублей
В свою очередь гендиректор НПО «Вектор» (Миасс) Денис Карлов описал ситуацию так:
— Дилеры КамАЗа вернули деньги за проблемные автомобили покупателям. Они могут себе это позволить при продажах порядка 100 машин в месяц. У нас же таких денег нет. Во-вторых, напомню, что каждая машина проходил трехсупенчатый контроль. Изначально грузовики получили ПТС в Набережных Челнах. На каждом документе стоял штамп налоговой инспекции об уплате утилизационного сбора – это второй уровень контроля. Каждая машина ставилась на учет в ГИБДД. Много машин оформлялось в кредит и в лизинг. У каждого финансового учреждения своя служба безопасности, это уже четвертый уровень контроля.
В сложной ситуации, как легко понять, оказались теперь еще кредитные и лизинговые компании. Даже «Сбербанк Лизинг» с этим столкнулся. Впереди большие разборки всех лизингополучателей с «КамАЗом».
В то же время руководитель пресс-службы ПАО «КамАЗ» Олег Афанасьев заявил, что сложившаяся ситуация – проблема общества «Ренбизнесавто»:
— Грузовики экологического класса ниже «Евро-4» мы продаем, если предприниматель говорит, что у него поставки за границу. С «Ренбизнесавто» так и было.
Эту позицию «КамАЗа» покупатели грузовиков ставят под сомнение. У крупных заводов есть доступ к базе ГИБДД, там отслеживается движение машин.
Так или иначе возникшая проблема ударила и по «КамАЗу». Дилеры завода говорят, что модельный ряд в прайсе сократился с 10 листов до 3-4, половины позиций просто нет.
Но что же делать теперь добросовестным приобретателям, которые оказались в описанной ситуации крайними? Юристы советуют обжаловать действия ГИБДД. Ранее Конституционный суд делал вывод, что нелья отказывать в защите прав собственника транспортного средства в восстановлении регистрационного учета транспортного средства, приобретенного на законных основаниях, исходя из факта подделки иным, помимо собственника, лицом паспорта транспортного средства, без исследования и оценки всех обстоятельств. Уже есть примеры, когда суды по искам собственников признавали действия органов ГИБДД по аннулированию регистрации ТС незаконными.
В то же время выпущенные на рынок грузовики отъездили свой срок. Отзывать документы, требовать возврата уплаченных ранее денег вряд ли стоит. Продажа «проблемных» КамАЗов шла три года. Для грузовиков, которые эксплуатируют по 8 часов в день, три года – срок серьезный.
Чтобы получить компенсацию убытков, правильнее пойти с заявлением на уголовное дело в Следственный комитет. Чтобы получить возмещение от производителя. Кроме того, долг, возникший в силу совершения преступления, не может быть «списан» даже с применением процедур банкротства. Силовики согласны с таким подходом.
В компании «Ренбизнесавто» исполняющего обязанности директора на месте не оказалось. Его имя сотрудники предприятия корреспонденту Lentachel.ru не назвали.