Сегодня задолженности компаний пред работниками — явление не столь распространенное, как раньше: ужесточение законодательства волей-неволей заставляет собственников быть ответственнее. Однако «очаги напряженности» в регионах все-таки возникают. Как власти и правоохранительные органы могут повлиять на недобросовестных работодателей, выяснили корреспонденты «РГ».
Три года ждут
Работники группы строительных компаний «Костромагорстрой» потребовали принять меры к работодателям, которые не выплачивают им заработную плату. Дело дошло до акции протеста.
— Учредитель нашей компании сидит в Думе, он депутат, и управы на него никто найти не может. Людям задолжали по 200-300 тысяч рублей, — рассказал один из работников. — Получим ли мы свои деньги — не знаем.
Владелец компании на встречу с работниками не пришел. Вместо него с людьми разговаривали представители прокуратуры, Следственного комитета и Службы судебных приставов. Следователи рассказали о ходе расследования уголовных дел по фактам невыплаты заработной платы работникам строительных организаций, в том числе — ИСПО «Костромагорстрой», ООО «Костромастроймастер» и ООО ПИ «Костромагорстрой».
— В ходе предварительного следствия задолженность по заработной плате была частично погашена — на общую сумму около 35 миллионов рублей, — уточнила представитель регионального следственного управления СКР Ольга Вакурова. — На личное имущество руководителя организаций общей стоимостью свыше двух миллионов рублей наложен арест.
В начале этого года прокуратура Костромы выходила с ходатайством об аресте не только имущества, но и самого владельца строительного бизнеса, однако следствие эту инициативу не поддержало.
За последние полтора года в Костромской области в суд ушло 11 уголовных дел против руководителей местных строительных организаций. Общая сумма задолженности по заработной плате по этим делам составила 24,7 миллиона рублей, из которых в ходе следствия удалось возместить около 16 миллионов. А с начала в отношении недобросовестных работодателей было возбуждено семь уголовных дел.
Скрытые долги
Должниками по зарплате в Костромской области числятся шесть организаций. В общей сложности они задолжали своим сотрудникам 5,8 миллиона рублей. Однако, по признанию сотрудников надзорного ведомства, официальная статистика не отражает реальной картины: настоящая сумма долгов намного больше. «Из органов госстатистики нам поступают уведомления о задолженности по зарплате только от тех предприятий, где работают свыше 100 человек. Предприятия с меньшим количеством сотрудников по закону уведомлять государство о просроченной задолженности не обязаны. Об этих долгах мы, как правило, узнаем из жалоб граждан. Большинство принимаемых прокурорами по фактам нарушений в сфере оплаты труда актов реагирования приходится на долю организаций, не обязанных в соответствии с законом представлять сведения о просроченной задолженности в органы госстатистики», — сообщили в прокуратуре.
В производстве следственного отдела СКР по Центральному району Костромы находятся два уголовных дела по фактам невыплаты заработной платы работникам ООО «Техносила» и ООО «Автотех». Первое дело — на завершающей стадии расследования: сумма задолженности на предприятии составляет два миллиона рублей. Чтобы ускорить выплаты, следователи арестовали принадлежащие директору организации автомобили и земельный участок. Второе было возбуждено в мае 2018 года. В ООО «Автотех» изъята бухгалтерская документация, назначена экономическая экспертиза. В отношении руководителя одной из организаций возбудили дело о сокрытии средств от взыскания недоимки по налогам и страховым взносам.
Несколько лет назад крупнейшим должником по зарплате в Костроме было обанкротившееся предприятие «Стромнефтемаш». Его сотрудники устраивали акции протеста у зданий мэрии, областной администрации и облдумы. После ареста владельца предприятия часть денег удалось вернуть, а основные долги рабочим «Стромнефтемаша» выплатили, когда имущество завода продали с торгов. Покупателем добротного здания заводского профилактория стал благотворительный фонд, который заплатил за помещение 28 миллионов рублей. Благодаря этой сделке удалось убить двух зайцев: после выплаты необходимых сборов деньги перечислили рабочим, а в здании профилактория устроили социальную гостиницу для детей-сирот.
Станок в счет зарплаты
В Орловской области последние два года основной долг по зарплате, согласно официальным данным, приходился всего на одно предприятие. Некогда успешный завод дорожного машиностроения вступил в процедуру банкротства. В реестр требований кредиторов была включена сумма свыше одного миллиарда рублей. Из них более 65 миллионов приходились на долг перед теперь уже бывшими работниками. Надо сказать, что они не сидели сложа руки и буквально завалили суды исками о взыскании зарплаты. Кроме того, более 400 рабочих при поддержке областной прокуратуры выиграли у предприятия коллективный иск. Как уже рассказывала «РГ», спор шел о пяти бульдозерах, произведенных заводом. Право на них предъявила фирма-партнер обанкротившегося предприятия. Это имущество можно было арестовать и выставить на торги. Так оно и получилось. Бульдозеры были признаны собственностью завода, после чего приставы пустили их с молотка. Выручку начали направлять на погашение задолженности.
Долги на предприятиях, где трудится менее ста человек, статистика не учитывает — прокуратура узнает о них от граждан
Зимой областные власти обещали, что долги перед рабочими будут погашены к марту этого года. Однако к апрелю удалось только снизить их до 35 миллионов рублей. Чиновники не могут напрямую влиять на расчеты. Имущество завода распродается плохо, покупатели сбивают цену. В прошлом году часть долга рабочим даже выдали станками — после того, как их не удалось продать на аукционе.
— Вопрос погашения задолженности по зарплате в полном объеме пока не решен, — сообщил «РГ» прокурор Орловской области Иван Полуэктов.
Есть и скрытые долги, и серые схемы выплаты. Так, на шести предприятиях-банкротах зарплатная задолженность составила 19,9 миллиона рублей. Эти компании «не являются респондентами статистического наблюдения», то есть их задолженность не учитывается официальной статистикой. К слову, в прошлом году в регионе было возбуждено 20 уголовных дел о долгах перед работниками, по восьми суды вынесли приговоры. Наказывают в основном штрафами и дисквалификацией — директорам временно запрещают руководить любыми фирмами.
Опыт Орла показывает, что погасить долг можно и без распродажи имущества. Однако необходимы воля властей и бюджетные средства. Так, в декабре прошлого года банкротом было признано муниципальное автотранспортное предприятие «МУ ПАТП-1». В феврале 2018 года оно прекратило работу, сотрудников сократили. Их было свыше 70, и на момент увольнения долг перед ними составлял около 1,3 миллиона рублей.
Работникам предложили заявить свои требования в рамках открытого судом конкурсного производства. Но это означает, что они должны встать в очередь и деньги получат только после крупнейших кредиторов. Да и то в случае, если что-то останется после продажи имущества. К слову, общий долг разоренного предприятия превышает 60 миллионов рублей. Власти подумывали над тем, чтобы погасить его из бюджета и спасти ПАТП. Денег город так и не нашел, однако придумал способ помочь работникам.
— Конкурсный управляющий не смог рассчитаться с ними по выходным пособиям, — рассказал глава администрации Орла Александр Муромский. — Поэтому мы заключили договор переуступки долга с муниципальным предприятием «Орелводоканал».
Банкротство завода стройиндустрии в регионе, где идет активное строительство, довольно странно
Последнее заключило договоры с работниками, уволенными с ПАТП, и постепенно за свой счет выплатило им зарплату. По данным мэрии, на сегодняшний день остаток составляет около 41 тысячи рублей. Положенное не получили несколько человек, которых нет сейчас в Орле. После увольнения они отправились на заработки в другие регионы.
Схема сработала, однако в реальности долг не исчез. Его переписали на муниципалитет, который сам подал в суд на ПАТП и стал одним из его кредиторов. Кстати, это дает чиновникам право голосовать на собраниях кредиторов, от которых зависит судьба предприятия, — в частности, влиять на решения о продаже и цене имущества.
Тяжелая конструкция
В правительстве Тульской области на заседании межведомственной комиссии в очередной раз обсудили ситуацию на Киреевском заводе легких металлоконструкций. По словам генерального директора завода Олега Урусова, задолженность перед работниками предприятия превышает 30 миллионов рублей.
Один из работников предприятия (он просил не называть его имя, поскольку опасается увольнения) рассказал «РГ», что нормальной зарплаты коллектив не видел с апреля прошлого года. По его словам, руководство предприятия вынуждает рабочих увольняться по собственному желанию. Но тогда люди теряют положенные им выплаты.
А ситуация на предприятии тяжелая. Начата процедура банкротства — наблюдение, утвержден временный управляющий — Мария Ткаченко. По ее словам, в настоящее время идет аудит предприятия, после чего будет приниматься решение о возможности восстановления платежеспособности завода либо введения процедуры конкурсного производства. Общее собрание работников запланировано на июль.
Банкротство завода стройиндустрии в регионе, где идет активное строительство, выглядит довольно странно. Киреевский завод легких металлоконструкций — не просто градообразующее предприятие: в свое время это был один из крупнейших заводов в России, занятых производством стеновых панелей. Проблемы у него начались еще в 1997 году — это была одна из первых попыток в России рейдерского захвата крупного завода. Миноритарные акционеры — работники предприятия, получившие акции в ходе приватизации, продавали их, не особо задумываясь о последствиях. Параллельно росли долги. Были суды, всплеск эмоций и митинги. Возбуждались и закрывались уголовные дела. Но к 2011 году новые собственники свое взяли. Вот только возродить производство в прежнем объеме так и не сумели. Теперь работникам предстоит пережить очередную «битву» за зарплату.