Депутаты Госдумы и кабмин разрабатывают упрощённую процедуру признания физических лиц финансово несостоятельными.
Банкротство — дело сложное
Обсуждать закон о несостоятельности физических лиц начали десять лет назад, приняли его в октябре 2015 года, но острота вопроса до сих пор не снята, считает глава думского Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.
Формально закон позволяет неплатёжеспособным гражданам, имеющим просрочку более чем три месяца на сумму свыше 500 тысяч рублей, избавиться от долгового бремени. Однако не все из 702 тысяч человек, соответствующих сегодня условиям банкротства, смогли воспользоваться законным механизмом освобождения от долгов. За два года российскими арбитражными судами признано банкротами всего 59 тысяч человек. По мнению законодателей и экспертов, причина пробуксовки закона двоякая. С одной стороны, не хватает арбитражных управляющих. С другой — суды отказываются банкротить граждан, у которых нет имущества.
По действующим нормам, чтобы воспользоваться правом на признание себя банкротом, должнику необходимо владеть имуществом, которое впоследствии изымается и распродаётся на торгах. Долги погашаются, а остаток вырученных средств возвращается должнику. Но если у гражданина нет имущества, арбитражный суд отказывает во введении процедуры банкротства, кредиторы продолжают начислять пени на сумму долга, а сам долг увеличивается в размерах.
Теперь ситуация должна измениться. Недавно в Госдуму был внесён законопроект, придающий процедуре банкротства граждан реабилитационный статус. Отсутствие у них имущества не может стать причиной отказа в банкротстве.
«Сейчас наблюдаем всплеск желающих обанкротиться: за первый квартал в арбитраж поступило заявлений на 30 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Структура географическая — прежде всего Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Башкирия», — сообщил Николай Николаев на прошедшем в Госдуме 11 мая «круглом столе», посвящённом проблеме банкротства физлиц.
Но даже решение вопроса с имуществом, по мнению депутата, не позволит ускорить процесс, так как существует целый ряд объективных барьеров, мешающих полноценному действию закона о банкротстве.
Банкротство во внесудебном порядке
Сейчас в Правительстве имеющиеся препоны пытаются устранить. Кабмин рассматривает целый ряд инициатив, связанных с упрощённой процедурой банкротства физлиц. Наиболее радикальный способ решения проблемы предлагает Минэкономразвития: разделить процедуру на две составляющие — для граждан с активами и без активов. В последнем случае судебные органы к процессу привлекаться не должны, уточняет представитель министерства Екатерина Салугина-Сороковая.
Она рассказала о международном опыте. В Новой Зеландии процедура банкротства граждан без активов идёт во внесудебном порядке. Процедура применяется лишь в бесспорных ситуациях, при этом используется только электронный документооборот. Должник подаёт заявление на специальном сайте, дальше принимается решение официальным уполномоченным. Освобождение от долгов происходит через один год, чтобы была возможность выявить возможные злоупотребления. Скажем, если человек перед тем, как объявить себя банкротом, перевёл все свои активы на родственников, то при выявлении такой противозаконной схемы все сделки с имуществом оспариваются и потом переводятся в конкурсную массу. Впоследствии имущество распродается на аукционах, за счёт чего погашаются долги перед кредиторами.
«Такую процедуру можно было бы перенести на нашу почву. Это хотя бы частично решило бы те проблемы, которые сегодня есть в этой сфере», — предложила чиновница.
Финансовый омбудсмен Павел Медведев уверен, что упрощённую процедуру банкротства можно расширить и на тех, кто имеет задолженность менее 500 тысяч рублей. Главным действующим лицом при этом будет не арбитражный управляющий, а финансовый уполномоченный. Если кредиторы не сомневаются в чистоплотности заёмщика, то срок погашения кредита можно растянуть на два-три года без дополнительных процентных накруток.
«Около 10 миллионов граждан в настоящее время имеют просроченные задолженности перед банками и МФО, находясь в постоянной стрессовой ситуации, так как закон о коллекторах не работает. По-прежнему им звонят бандиты. Как и раньше разрисовывают подъезды, угрожают, а полицию заставить встать со стула, чтобы защитить людей, практически невозможно», — посетовал финомбудсмен.
Арбитражные управляющие предлагают помощь
Внесудебное решение вопроса с банкротством поддерживает и Верховный суд. Его представитель Ирина Букина подтвердила, что высокая стоимость процедуры банкротства — сейчас это около 100 тысяч рублей — для обездоленных граждан служит ещё одним камнем преткновения.
«Досудебную процедуру банкротства необходимо проводить при посредстве финансового уполномоченного. Не нужно штамповать дела, когда можно все решить таким путём», — сказала она, напомнив и о другой проблеме — нехватке арбитражных управляющих, из-за чего суды также часто прекращают производство по делу о банкротстве физлиц.
Председатель совета Российского союза СРО арбитражных управляющих Дмитрий Скрипичников не согласился с такой постановкой вопроса. Упрёки в адрес арбитражных управляющих, которых обвиняют в нежелании сопровождать гражданские дела о банкротстве, он считает некорректными. «Есть масса системных проблем, которые мешают управляющим принимать на себя риски при банкротстве «физиков» особенно без активов. Имеется в виду административная ответственность и имущественная ответственность. Это не их нежелание, это нормы закона, которые говорят, что ты там ничего не получишь, но можешь получить массу убытков и ещё риск лишиться профессии», — пояснил свою позицию эксперт.
Досудебную процедуру банкротства необходимо проводить при посредстве финансового уполномоченного. Не нужно штамповать дела, когда можно все решить таким путём.
Скрипичников убеждён, что ситуацию выправит структурная перестройка сообщества арбитражных управляющих через создание единого национального объединения. При этом представитель арбитражного сообщества с инициативой Минэкономразвития также согласен. Более того, союз готов помочь решить вопрос с финансовыми уполномоченными, предоставив для этого свою инфраструктуру. Причём это не потребует каких-то дополнительных трат из федерального бюджета.
«При нашем участии система внесудебного банкротства может быть создана достаточно быстро. Плата за электронное сопровождение процесса составит всего 800 рублей. Для граждан это не будет накладно, как сейчас», — подчеркнул Скрипичников.
Социальный ликбез о вредности кредитов
Другой участник «круглого стола», лидер ЛДПР Владимир Жириновский считает, что решение проблемы банкротства физлиц должно подразумевать не борьбу с последствиями, а с причиной. Для предотвращения банкротства граждан, по его мнению, следует усилить контроль за финансовыми организациями, которые навязывают населению «быстрые кредиты».
Глава либерал-демократов предложил создать единую базу данных для систематизации работы с должниками, «введя максимальные ограничения на получение денег». «Все объявления «Выдам деньги за полчаса» должны арестовываться. Это мошенники. Какие деньги за полчаса? Откуда? Изучайте человека. Посмотрите документы, справки, ну хотя бы два-три дня», — пояснил позицию депутат.
Он напомнил, что аудитория, берущая «быстрые кредиты», значительно помолодела и есть вероятность, что скоро подростки будут приходить брать кредиты без всякого имущественного залога. Безрассудное заимствование, по мнению лидера ЛДПР, ведёт к банкротству.
Для удовлетворения спроса на мелкие кредиты он предложил вернуться к советской практике, когда работники предприятий могли получить беспроцентный кредит из профсоюзной кассы, не отходя от станка.
«Раньше весь коллектив скидывался, и раз в год кому-то большую сумму давали. Все знали, что сегодня дают этому, а на следующий год получит другой. В день зарплаты все сдавали деньги в кассу, никто ни за кем не бегал», — сказал глава думской фракции.
По словам Жириновского, эта мера позволит вытеснить микрофинансовые организации с рынка мелкого кредитования и снизить риск банкротства физических лиц.
Также глава ЛДПР предложил повышать правовую грамотность россиян в финансовых вопросах, начиная со школьной скамьи. Особый акцент, по его мнению, необходимо делать на объяснении вредности кредитов. Для этого нужно запустить социальную рекламу на тему «Не берите деньги в долг», в которой доходчиво должна быть объяснена опасность контактов граждан с банками и микрофинансовыми организациями.
Необходимо объяснять гражданину, какая доля денег, имеющихся у него в распоряжении, может быть потрачена на обслуживание долга.
На повышении финансовой грамотности настаивает и Павел Медведев. «Необходимо объяснять гражданину, какая доля денег, имеющихся у него в распоряжении, может быть потрачена на обслуживание долга. Здесь всё просто. Нужно из доходов вычесть обязательные расходы и только после этого изучать вопрос, какую долю от оставшихся можно потратить на обслуживание долга», — пояснил эксперт.
Если бы эта информация доносилась до населения вовремя, уверен Медведев, то как минимум треть сегодняшних банкротов могла бы избежать печальной участи.