Планы по вводу в строй новых атомных ледоколов на грани срыва

росатомфлот

росатомфлотГоскорпорация «Росатом» любит гигантские проекты. В своё время таковым стала программа по созданию плавучей атомной электростанции «Академик Ломоносов», которая строится уже долгое время и не так давно горела. Не менее грандиозно выглядит и другой план, предусматривающий строительство сразу трёх атомных ледоколов проекта 22220 – «Сибирь», «Урал» и «Арктика». Все эти атомные богатыри строятся на Балтийском заводе по соседству с многострадальным «Академиком Ломоносовым».

Атомный ледокол «Арктика» к настоящему времени готов на 60%, однако в назначенное время в порт приписки он, судя по всему, не придёт. Почему?

Головное судно «Арк­тика» было заложено в ноябре 2013 года. В июне 2016 года его спустили на воду. А прошлым летом стало известно, что график сдачи судна сдвинули на два года, пообещав передать атомный ледокол флоту в 2019 году. И вот теперь появилась информация, что сдачу могут опять отодвинуть – на этот раз из-за проблем с поставками турбогенераторов. Таким образом, «Арктика» сможет прийти в порт приписки только в 2021–2022 годах. И это ещё в лучшем случае, ведь перед глазами другой пример долгостроя – станция «Академик Ломоносов», ситуация при строительстве которой развивалась точно таким же образом.

Деньги ушли не туда

Общая стоимость трёх атомных великанов – более 121 млрд рублей. Эти мощные атомоходы требуются Атомфлоту для замены старых ледоколов, которые всё ещё трудятся в северных морских широтах. По окончании строительства новые корабли должны будут обеспечивать проводку торговых судов, перевозящих грузы по Северному морскому пути.

Напомним, что ещё в 2012 году ФГУП «Атомфлот» и Балтийский завод договорились о строительстве первого атомного ледокола за 37 млрд рублей. Средства на строительство атомохода выделили из бюджета. Согласно первоначальным планам ледокол «Арк­тика» должен был уже в 2018 году в рамках проекта «Ямал СПГ» начать обеспечивать круглогодичное сопровождение грузов. Однако этого так и не произошло.

Зато строительство атомохода уже привлекло внимание правоохранителей: в конце марта Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении директора Балтийского завода гидравлического оборудования Александра Харитонова. Как считает следствие, Харитонов с апреля 2014-го по ноябрь 2015 года заключил договор на поставку четырёх насосов для атомного ледокола «Арктика». Этот договор был заключён с «дочкой» Кировского завода – предприятием «Киров-Энергомаш». Сумма контракта составила более 194 млн рублей. Из них 97 млн рублей ушло на счёт компании Харитонова. Но насосы на ледоколе «Арк­тика» так и не появились. По версии следствия, Александр Харитонов потратил деньги на другие проекты, в том числе на поставку оборудования для первого блока новой Ленинградской АЭС-2.

При этом Балтийский завод гидравлического оборудования проходит процедуру банк­ротства. Так что возникает большой вопрос: сможет ли вообще предприятие поставить насосы для атомного ледокола?

Загвоздки с Украиной

Кроме проблемы с насосами, оказывается, ещё есть и проблемы с турбинами. И они гораздо серьёзнее! Техническая доработка второго главного турбогенератора для ледокола «Арктика» может привести к очередной задержке. Именно поэтому Балтийский завод приостановил монтажные работы в машинном отделении ледокола «Арктика» – ждут, когда на судно будет доставлен второй главный турбогенератор. Однако этот агрегат всё ещё находится на испытательном стенде Кировского завода. Эксперты говорят, что на объединение главного турбогенератора с другими системами ледокола может уйти от 18 до 20 месяцев.

Первый главный турбогенератор – для правого борта – был поставлен Балтийскому заводу ещё осенью 2017 года. Поставщиком агрегатов общей стоимостью 2,7 млрд руб­лей выступил завод «Киров-Энергомаш». Второй главный турбогенератор было обещано доставить ещё в ноябре 2017 года. За окном конец апреля 2018-го, но турбогенератора так и нет.

Судостроители ожидали, что основной проблемой для «Киров-Энергомаша» станет сдача первого главного турбогенератора: в судостроении самым сложным считается именно головной заказ, ведь именно на нём отрабатываются все технологические новации. Надо ещё учитывать и такой факт: паротурбинную установку для ледокола «Арк­тика», изготовленную на заводе «Киров-Энергомаш», должны были испытывать на харьковском ПАО «Турбоатом». Но прежние связи сегодня порваны, поэтому «Киров-Энергомаш» создал свой испытательный стенд. Общие инвестиции в проект составили 1,4 млрд рублей, включая заём Фонда развития промышленности Минпромторга в размере 500 млн рублей. Первым на новом стенде был протестирован главный турбогенератор правого борта «Арктики». Однако в ходе испытаний второго турбогенератора было выявлено несколько серьёзных технических отклонений. Из-за этого, видимо, и возникла задержка.

Не на чем испытывать

Что мешает наладить процесс? Завод «Киров-Энергомаш» в своё время проектировал и изготавливал установки для всех 10 атомных судов ледового класса, построенных в Советском Союзе. Однако всё это делалось в содружестве с украинскими судостроителями. Сегодня связи, повторяем, разорваны. Именно из-за этого, как полагают эксперты, сроки сдачи всех атомных ледоколов проекта 22220 могут значительно сдвинуться. И причиной тому станет отсутствие качественной испытательной базы для паротурбинных установок. В результате новые атомные ледоколы, о которых «Рос­атом» заявил как о полностью собираемых из российских комплектующих, скорее всего не будут сданы ни в ближайшее время, ни в отдалённое.

В связи с этим тревогу вызывает другое обстоятельство. Через два года из всех наших атомных ледоколов в строю, судя по всему, останется только один – «50 лет Победы», срок службы которого продлён до 2024 года. Три других – «Сибирь»,

«Арктика» и «Советский Союз» – уже выведены в холодный отстой, из их реакторов выгружены радиоактивные отходы. Атомный ледокол «Ямал», по всей видимости, уйдёт в отстой в 2020 году. Придут ли им на смену новые атомоходы? Или новая «Арктика» станет таким же долгостроем, как плавучая атомная станция «Академик Ломоносов»?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version