Планы по вводу в строй новых атомных ледоколов на грани срыва

росатомфлотГоскорпорация «Росатом» любит гигантские проекты. В своё время таковым стала программа по созданию плавучей атомной электростанции «Академик Ломоносов», которая строится уже долгое время и не так давно горела. Не менее грандиозно выглядит и другой план, предусматривающий строительство сразу трёх атомных ледоколов проекта 22220 – «Сибирь», «Урал» и «Арктика». Все эти атомные богатыри строятся на Балтийском заводе по соседству с многострадальным «Академиком Ломоносовым».

Атомный ледокол «Арктика» к настоящему времени готов на 60%, однако в назначенное время в порт приписки он, судя по всему, не придёт. Почему?

Головное судно «Арк­тика» было заложено в ноябре 2013 года. В июне 2016 года его спустили на воду. А прошлым летом стало известно, что график сдачи судна сдвинули на два года, пообещав передать атомный ледокол флоту в 2019 году. И вот теперь появилась информация, что сдачу могут опять отодвинуть – на этот раз из-за проблем с поставками турбогенераторов. Таким образом, «Арктика» сможет прийти в порт приписки только в 2021–2022 годах. И это ещё в лучшем случае, ведь перед глазами другой пример долгостроя – станция «Академик Ломоносов», ситуация при строительстве которой развивалась точно таким же образом.

Деньги ушли не туда

Общая стоимость трёх атомных великанов – более 121 млрд рублей. Эти мощные атомоходы требуются Атомфлоту для замены старых ледоколов, которые всё ещё трудятся в северных морских широтах. По окончании строительства новые корабли должны будут обеспечивать проводку торговых судов, перевозящих грузы по Северному морскому пути.

Напомним, что ещё в 2012 году ФГУП «Атомфлот» и Балтийский завод договорились о строительстве первого атомного ледокола за 37 млрд рублей. Средства на строительство атомохода выделили из бюджета. Согласно первоначальным планам ледокол «Арк­тика» должен был уже в 2018 году в рамках проекта «Ямал СПГ» начать обеспечивать круглогодичное сопровождение грузов. Однако этого так и не произошло.

Зато строительство атомохода уже привлекло внимание правоохранителей: в конце марта Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении директора Балтийского завода гидравлического оборудования Александра Харитонова. Как считает следствие, Харитонов с апреля 2014-го по ноябрь 2015 года заключил договор на поставку четырёх насосов для атомного ледокола «Арктика». Этот договор был заключён с «дочкой» Кировского завода – предприятием «Киров-Энергомаш». Сумма контракта составила более 194 млн рублей. Из них 97 млн рублей ушло на счёт компании Харитонова. Но насосы на ледоколе «Арк­тика» так и не появились. По версии следствия, Александр Харитонов потратил деньги на другие проекты, в том числе на поставку оборудования для первого блока новой Ленинградской АЭС-2.

При этом Балтийский завод гидравлического оборудования проходит процедуру банк­ротства. Так что возникает большой вопрос: сможет ли вообще предприятие поставить насосы для атомного ледокола?

Загвоздки с Украиной

Кроме проблемы с насосами, оказывается, ещё есть и проблемы с турбинами. И они гораздо серьёзнее! Техническая доработка второго главного турбогенератора для ледокола «Арктика» может привести к очередной задержке. Именно поэтому Балтийский завод приостановил монтажные работы в машинном отделении ледокола «Арктика» – ждут, когда на судно будет доставлен второй главный турбогенератор. Однако этот агрегат всё ещё находится на испытательном стенде Кировского завода. Эксперты говорят, что на объединение главного турбогенератора с другими системами ледокола может уйти от 18 до 20 месяцев.

Первый главный турбогенератор – для правого борта – был поставлен Балтийскому заводу ещё осенью 2017 года. Поставщиком агрегатов общей стоимостью 2,7 млрд руб­лей выступил завод «Киров-Энергомаш». Второй главный турбогенератор было обещано доставить ещё в ноябре 2017 года. За окном конец апреля 2018-го, но турбогенератора так и нет.

Судостроители ожидали, что основной проблемой для «Киров-Энергомаша» станет сдача первого главного турбогенератора: в судостроении самым сложным считается именно головной заказ, ведь именно на нём отрабатываются все технологические новации. Надо ещё учитывать и такой факт: паротурбинную установку для ледокола «Арк­тика», изготовленную на заводе «Киров-Энергомаш», должны были испытывать на харьковском ПАО «Турбоатом». Но прежние связи сегодня порваны, поэтому «Киров-Энергомаш» создал свой испытательный стенд. Общие инвестиции в проект составили 1,4 млрд рублей, включая заём Фонда развития промышленности Минпромторга в размере 500 млн рублей. Первым на новом стенде был протестирован главный турбогенератор правого борта «Арктики». Однако в ходе испытаний второго турбогенератора было выявлено несколько серьёзных технических отклонений. Из-за этого, видимо, и возникла задержка.

Не на чем испытывать

Что мешает наладить процесс? Завод «Киров-Энергомаш» в своё время проектировал и изготавливал установки для всех 10 атомных судов ледового класса, построенных в Советском Союзе. Однако всё это делалось в содружестве с украинскими судостроителями. Сегодня связи, повторяем, разорваны. Именно из-за этого, как полагают эксперты, сроки сдачи всех атомных ледоколов проекта 22220 могут значительно сдвинуться. И причиной тому станет отсутствие качественной испытательной базы для паротурбинных установок. В результате новые атомные ледоколы, о которых «Рос­атом» заявил как о полностью собираемых из российских комплектующих, скорее всего не будут сданы ни в ближайшее время, ни в отдалённое.

В связи с этим тревогу вызывает другое обстоятельство. Через два года из всех наших атомных ледоколов в строю, судя по всему, останется только один – «50 лет Победы», срок службы которого продлён до 2024 года. Три других – «Сибирь»,

«Арктика» и «Советский Союз» – уже выведены в холодный отстой, из их реакторов выгружены радиоактивные отходы. Атомный ледокол «Ямал», по всей видимости, уйдёт в отстой в 2020 году. Придут ли им на смену новые атомоходы? Или новая «Арктика» станет таким же долгостроем, как плавучая атомная станция «Академик Ломоносов»?

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика