Не успели вступить в силу предыдущие поправки к закону «О несостоятельности», как на этой неделе Минэкономики представило новые изменения. На этот раз они касаются арбитражных управляющих (АУ) и повышения гарантий их «независимости, добросовестности и компетентности». Законопроект предлагает достаточно радикальный способ решить проблему контролируемых банкротств путем создания специального регистра (базы данных) и автоматического выбора АУ программой для назначения в конкретное дело. Возможно, сама по себе идея случайной выборки и неплоха, но, как водится, условия ее реализации оставляют желать лучшего.
Все АУ, следует из текста проекта, будут разделены на три группы в зависимости от опыта и количества уже завершенных банкротств. Каждая из групп сможет банкротить заранее определенных лиц: третья — только физлиц и микропредприятия, вторая — еще и малый бизнес, а первая — любых должников, включая «стратегов». Регистр будет вести судебный департамент при Верховном суде РФ. Казалось бы, вполне достаточно, но министерство решило не останавливаться.
Так, каждому АУ предлагается присвоить личный рейтинг (по умолчанию 100 баллов), формируемый на основании начисления и списания баллов. Получить баллы можно, например, за каждое назначение в дело или успешное завершение конкурсного производства, а лишиться очков — за незаконные действия в рамках банкротства или в случае взыскания убытков с АУ. Таким образом, программа будет делать выбор, учитывая и группу, и рейтинг, а при условии что вычитать баллы предлагается даже за отказ от ведения дела, АУ просто не оставляют выбора: не согласишься — и в следующий раз шансов на назначение станет еще меньше. К тому же отказ от дела чреват далеко не только снижением рейтинга — такой «неблагодарный» управляющий исключается из «лотереи» на целый месяц. При этом проект не предусматривает права отказаться даже в случае чрезмерной нагрузки или, например, в условиях конфликта интересов, если должником оказывается родственник АУ.
Знакомые АУ и юристы не в восторге от инициативы Минэкономики и надеются, что «законопроект в нынешнем виде принят не будет», поскольку он «недоработан и отчасти несправедлив». Смущает сообщество и то, что деятельность АУ до сих пор оставалась одной из немногих сфер, где сохранился высокий уровень саморегулирования. Теперь же государство решило не просто взять профессию под контроль, а, по сути, лично решать судьбу каждого управляющего. С одной стороны, внимание к проблеме низкой эффективности банкротств в РФ и злоупотреблений АУ понятно, но с другой — предложенные условия выглядят на редкость жесткими. По крайней мере, примеров аналогичных систем, да еще завязанных на государство, в других сферах найти не удается.