6 апреля в Замоскворецком суде Москвы проходит очередное заседание по делу экс-главы Коми Вячеслава Гайзера и группы региональных чиновников, которых обвиняют в создании организованного преступного сообщества, занимавшегося выводом активов за рубеж и откатами.
В числе основных подсудимых — заместитель Гайзера Алексей Чернов, председатель Госсовета Коми Игорь Ковзель, член Совета Федерации Федерального собрания РФ Владимир Торлопов, руководитель регионального Фонда поддержки инвестиционных проектов Игорь Кудинов, экс-руководитель Сыктывкарским лесопильно-деревоперерабатывающим комбинатом Валерий Веселов и другие. Главой ОПС, по данным следствия, являлся бывший зампред правления ГК «Ренова» Александр Зарубин, ныне скрывающийся за рубежом.
Деятельность ОПС связана с множеством эпизодов, однако два ключевых из них связаны с выводом средств из «Птицефабрики Зеленецкой» и сделками «Фонда поддержки инвестиционных проектов». По данным следствия, с декабря 2005 года по сентябрь 2015 года участники ОПС с использованием их служебного положения присвоили акции ОАО «Птицефабрика Зеленецкая» посредством передачи 95% её акций ООО «Метлизинг». Также подсудимых обвиняют в присвоении средства ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми» на сумму более 67 млн рублей.
Ранее в суде состоялся допрос ряда свидетелей. Следствие считает, что благодаря переводу ряда предприятий Коми в «Фонд поддержки инвестпроектов» происходила утрата контроля государства над соответствующими активами в пользу частных лиц — участников ОПС. В то же время некоторые свидетели из числа министерских чиновников Коми не подтвердили такой вывод. Указывалось, что деятельность Фонда мало чем отличалась от работы аналогичных структур в других регионах, и организация по сути служила средством распределения инвестиций и антикризисного управления.
Ранее инженер птицефабрики «Зеленецкая» Иван Чёрный (чей отец является генеральным директором птицефабрики) заявил о том, что руководство предприятия выступало было против приватизации предприятия, после которой 30% прибыли отчислялось в бюджет Коми, остальное шло на развитие. Однако, указал он, приватизация в целом не сказалась на предприятии, и после реорганизации оно продолжало стабильно работать.
Бывший заместитель главы министерства промышленности и инвестиций Коми Константин Мальцев указывал, что после того, как Зеленецкий свиноводческий комплекс в составе птицефабрики попал на баланс Фонда, он повысил свою рентабельность. При этом руководство птицефабрики было «довольно перспективами инвестпрограммы», указывал он.
Особую роль сыграла деятельность в ОПС бывшего сенатора от Коми Евгения Самойлова. Он был, в частности, держателем в пользу Зарубина 55% СЛВК и ряда важнейших градообразующих предприятий республики. Ранее он рассказал о том, как подвергался серьёзному давлению со стороны руководства республики, которое вынудило его передать либо 25% доли от бизнеса в пользу ООО «РК» (структуры предполагаемой ОПС), либо более 50% — в том случае, если какие-то из членов ОПС также участвуют в деятельности предприятия.
Заместитель председателя правительства Коми с 2009 по 2015 год, предполагаемый «казначей» ОПС Константин Ромаданов заявил о том, что Самойлов довёл множество предприятий до банкротства, залез в долги и пристрастился к спиртному. При этом Ромаданов указал, что Алексей Чернов оказал значительную финансовую помощь предприятиям, оказавшимся в сложном положении из-за неграмотных действий подконтрольного Самойлову менеджмента.
Отдельным сюжетом идёт тема расходования средств «неформального бюджета» предполагаемой ОПС. Как ранее указывал Ромаданов, 80—90% «неформального бюджета» расходовались на избирательные кампании в регионе. Другой свидетель, бывший советник-референт главы республики Илья Ермолаев, позже рассказал о методах ведения избирательной кампании в республике: в частности, сотрудников «Интауголь» за правильное голосование снабжали водкой.