Президентские юристы недовольны качеством законопроектной работы
Подготовленный Минэкономики документ — он будет рассмотрен сегодня на заседании совета — вносит изменения в 218-ФЗ «О госрегистрации недвижимости», вступивший в силу с 1 января 2017 года. Целью законопроекта, разработанного по поручению правительства, является приведение законодательства в соответствие с правоприменительной практикой и сокращение сроков регистрации договоров участия в долевом строительстве. При этом 130-страничный документ изменяет и дополняет 52 из 72 статей действующего закона, в который (с момента принятия в 2015 году) изменения вносились уже 20 раз, указывается в проекте заключения совета по кодификации (есть у “Ъ”). По мнению президентских юристов, масштаб предлагаемой реформы «превышает все разумные и допустимые пределы» и свидетельствует о «чрезвычайно низком уровне законопроектной работы» при подготовке действующего закона.
Впрочем, критикой конкретной законодательной инициативы совет не ограничился. Частое и масштабное изменение действующих норм является сложившейся и уже почти неизбежной практикой, что наносит колоссальный урон законодательству и правопорядку в целом, полагают там. Возведенная в принцип изменяемость федеральных законов приводит к утрате ими нормативного свойства, исключая возможность их применения в течение сколько-нибудь длительного времени, не говоря уже о формировании устойчивой судебной практики. «Такое положение дел является не просто нетерпимым с профессиональной юридической точки зрения, но и угрожающим формированию в гражданском обществе стереотипных моделей законопослушного поведения, поскольку почти любая норма почти любого закона фактически становится “одноразовой” и так воспринимается правоприменителями»,— отмечается в проекте заключения.
Попытку исправить недостатки действующего закона о регистрации в совете также признали неудачной: многие новеллы оказались не лучше заменяемых норм. Кроме того, эксперты выступили против ряда принципиальных положений документа, в том числе касающихся взаимодействия органов регистрации недвижимости и органов финансового мониторинга. В частности, поправки обязывают Росреестр вносить в ЕГРН сведения о запрете на сделки с недвижимостью, принадлежащей организациям и физлицам, заподозренным Росфинмониторингом в финансировании терроризма, но не включенным в соответствующий перечень. Предложения Минэкономики «свидетельствуют об ошибочном понимании разработчиками целей и задач самого существования государственного реестра» и его публичной достоверности, полагают эксперты. «Попытки превратить его в карательный орган, действующий в рамках непрозрачных административных процедур, должны отвергаться законодателем самым решительным образом»,— подчеркивают они. Неудачными названы и предложения по цифровизации реестра: они громоздки и трудны для понимания. «Любое закрепленное актом технологическое решение устареет еще до того, как правоприменители успеют его освоить, а потому должно быть вынесено за пределы закона»,— указывают в совете, настаивая на полной концептуальной переработке текста, а возможно, и некоторых подходов законопроекта.
В Минэкономики “Ъ” сообщили, что пока получили только проект заключения совета и рассмотрят его после официального утверждения на сегодняшнем заседании.