Законодательство устало от перемен

Президентские юристы недовольны качеством законопроектной работы

законодательство устало от переменПрезидентский совет по кодификации законодательства намерен указать правительству на крайне низкое качество его законотворческой деятельности. Непрерывное внесение изменений в действующее законодательство делает его нормы «одноразовыми», подрывает доверие к правовой системе и препятствует формированию устойчивой судебной практики, указывают юристы. Поводом для демарша стал объемный законопроект Минэкономики, вносящий изменения в действующий закон о госрегистрации недвижимости: он вступил в силу чуть более года назад — и уже 20 раз подвергся модификации.

Подготовленный Минэкономики документ — он будет рассмотрен сегодня на заседании совета — вносит изменения в 218-ФЗ «О госрегистрации недвижимости», вступивший в силу с 1 января 2017 года. Целью законопроекта, разработанного по поручению правительства, является приведение законодательства в соответствие с правоприменительной практикой и сокращение сроков регистрации договоров участия в долевом строительстве. При этом 130-страничный документ изменяет и дополняет 52 из 72 статей действующего закона, в который (с момента принятия в 2015 году) изменения вносились уже 20 раз, указывается в проекте заключения совета по кодификации (есть у “Ъ”). По мнению президентских юристов, масштаб предлагаемой реформы «превышает все разумные и допустимые пределы» и свидетельствует о «чрезвычайно низком уровне законопроектной работы» при подготовке действующего закона.

Впрочем, критикой конкретной законодательной инициативы совет не ограничился. Частое и масштабное изменение действующих норм является сложившейся и уже почти неизбежной практикой, что наносит колоссальный урон законодательству и правопорядку в целом, полагают там. Возведенная в принцип изменяемость федеральных законов приводит к утрате ими нормативного свойства, исключая возможность их применения в течение сколько-нибудь длительного времени, не говоря уже о формировании устойчивой судебной практики. «Такое положение дел является не просто нетерпимым с профессиональной юридической точки зрения, но и угрожающим формированию в гражданском обществе стереотипных моделей законопослушного поведения, поскольку почти любая норма почти любого закона фактически становится “одноразовой” и так воспринимается правоприменителями»,— отмечается в проекте заключения.

Попытку исправить недостатки действующего закона о регистрации в совете также признали неудачной: многие новеллы оказались не лучше заменяемых норм. Кроме того, эксперты выступили против ряда принципиальных положений документа, в том числе касающихся взаимодействия органов регистрации недвижимости и органов финансового мониторинга. В частности, поправки обязывают Росреестр вносить в ЕГРН сведения о запрете на сделки с недвижимостью, принадлежащей организациям и физлицам, заподозренным Росфинмониторингом в финансировании терроризма, но не включенным в соответствующий перечень. Предложения Минэкономики «свидетельствуют об ошибочном понимании разработчиками целей и задач самого существования государственного реестра» и его публичной достоверности, полагают эксперты. «Попытки превратить его в карательный орган, действующий в рамках непрозрачных административных процедур, должны отвергаться законодателем самым решительным образом»,— подчеркивают они. Неудачными названы и предложения по цифровизации реестра: они громоздки и трудны для понимания. «Любое закрепленное актом технологическое решение устареет еще до того, как правоприменители успеют его освоить, а потому должно быть вынесено за пределы закона»,— указывают в совете, настаивая на полной концептуальной переработке текста, а возможно, и некоторых подходов законопроекта.

В Минэкономики “Ъ” сообщили, что пока получили только проект заключения совета и рассмотрят его после официального утверждения на сегодняшнем заседании.

КоммерсантЪ

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика