Фальшивые векселя, кавказцы с арматурой и жвачка из США: что заставило Илью Аверьянова устроить стрельбу на фабрике сладостей
Когда журналисты дозвонились до него, Аверьянов заявил, что воспользовался оружием, чтобы защитить себя от «кавказской банды во главе с двумя прокурорами».
Мы связались с одноклассником Ильи Аверьянова Германом Батасовым. Он рассказал, что Аверьянов начинал свой бизнес с ввоза в Россию челноком жвачки. Потом, в конце 90-х, бизнес был оформлен юридически, была открыта линия по производству жевательной резинки. Фирма развивалась и в итоге превратилась в кондитерское предприятие.
«Я Илью знаю больше 30 лет. Он эту фабрику, о которой сейчас говорят, создавал с 90-х годов с нуля. Никаких конфликтов хозяйствующих субъектов там нет, как это пытаются представить, — рассказал Батасов. — Там происходит рейдерский захват».
По его словам, весной этого года уже была предпринята попытка захватить фабрику. Тогда на предприятие приехали судебные приставы.
«Они предъявили поддельное исполнительно производство. Конечно, были посланы подальше. После этого приехал отряд дагестанцев и ингушей с арматурами. Они перелезли через забор, избили охрану и проломили Илье голову, пытались прорваться в его кабинет и похитить там какие-то документы», — рассказал «Шторму» Батасов.
Он сообщил, что по факту нападения были написаны заявления в МВД и ФСБ, однако правоохранительные органы никак не отреагировали на них.
«Другой человек уже сдался бы. Они его прессуют пять лет, а он пытается бороться. Это его бизнес, его фабрика. У него пытаются этот бизнес забрать. И если он действительно там в кого-то стрелял, значит, была угроза его жизни. У него — разрешение на оружие», — продолжил Герман Батасов.
Аверьянов неоднократно обращался в приемную ФСБ и передавал туда все соответствующие документы, рассказал он. Однако после этого давление на бизнесмена только увеличилось.
Сейчас Батасов переживает, что вся эта ситуация может очень плохо закончиться для его одноклассника.
«Ведь может получиться так, что под шумок его просто убьют», — опасается Батасов.
«Шторм» изучил документы, находящиеся в открытом доступе. Из них видно, как развивался конфликт на фабрике «Меньшевик».
Первый этап: появление векселей
Точкой отсчета в истории противостояния можно считать 27 декабря 2007 года. Именно в этот день на свет появились пять векселей. Каждый — на 13,6 миллиона рублей.
Вексель — это долговая расписка, которую можно передавать бесконечно долго.
Векселя выдало ЗАО «Регион 101», 90% акций которого принадлежит Татьяне Войниченко. На сайтах, где собраны отзывы сотрудников фабрики «Меньшевик», ее называют юристом Ильи Аверьянова и матерью одной из его дочерей.
Второй этап: появление противников Аверьянова и «Меньшевика»
С 2007-го по 2010-й про судьбу векселей было ничего не известно.
В конце 2010-го они всплыли в арбитражном суде. В качестве векселедержателя (того, кто имеет право требовать долг) выступало ООО «Денэм Холл». Сейчас оно на 38,75% принадлежит бизнесмену Шамсутдину Раджабову, которого Илья Аверьянов и обвинил в своих бедах. Но в 2010-м структура владения ООО «Денэм Холл» была другая — сложная система с несколькими кипрскими офшорами и российскими физическими и юридическими лицами.
В суде ООО «Денэм Холл» потребовало от ЗАО «Регион 101» расплатиться по векселям: отдать основной долг в размере 68 миллионов рублей и проценты и пени в размере 2,8 миллиона рублей.
Ответчик, как говорится в решении арбитражного суда, против этих требований не возражал, и суд поддержал ООО «Денэм Холл». Правда, на заседании, где можно было высказать свои возражения, по неизвестными причинам ответчиков не было.
Кроме того, в качестве поручителя по векселям ЗАО «Регион 101» выступала кондитерская фабрика «Меньшевик», и арбитраж решил, что она также будет отвечать по долгам всем своим имуществом.
Третий этап: арест зданий фабрики «Меньшевик»
То, какое именно имущество «Меньшевика» заинтересовало ООО «Денэм Холл», стало понятно еще в январе 2011 года. Тогда векселедержатели попросили суд наложить арест на два здания фабрики (корпуса 1 и 2 дома 20 на Иловайской улице).
14 апреля 2011 года одновременно с признанием законности долга арбитраж поддержал просьбу истцов и наложил арест на здания.
Немного отыграться у «Меньшевика» получилось в апелляционной инстанции. Там кондитеры заявили, что векселя фальшивые. Суд назначил экспертизу и приостановил производство по делу.
Однако в ООО «Денэм Холл» продолжили придерживаться наступательной тактики и отправили в арбитраж новую и при этом очень странную просьбу: запретить «Меньшевику» и ЗАО «Регион 101» оплачивать векселя.
Но этот раз суд отказал заявителям, решив, что арест зданий — уже достаточная обеспечительная мера.
Четвертый этап: экспертиза и мировое соглашение
В сентябре 2011-го, январе и феврале 2012-го Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России провел три судебные экспертизы. Специалисты центра отвечали на вопрос, поднятый «Меньшевиком»: фальшивые векселя или нет.
Итог оказался неутешительным для кондитеров. Эксперты твердо заявили, что все векселя подписывал лично Илья Аверьянов и делал он это до 2008 года. Этим вопрос о подлинности долговых документов был закрыт. Правда, специалисты отыскали несколько странных элементов на векселях: печатный текст, который наносили поверх рукописного, оттиски печатей ООО «Денэм Холл», появившееся спустя три года после проставленных дат, и другие подобные мелочи.
Но суд оказался непоколебим: векселя — подлинные. За проведение судебной экспертизы с кондитеров взыскали 86,5 тысячи рублей.
После тянувшейся около года истории с экспертизой стороны уселись за стол переговоров. В итоге в апреле 2013 года «Меньшевик» и «Денэм Холл» утвердили мировое соглашение:
— кондитеры должны были выплатить 70,7 миллиона рублей;
— сделать это в течении 11 месяцев, заплатив 30% годовых;
— ООО «Денэм Холл» получало в залог два здания фабрики на улице Иловайская (стоимостью 130 миллионов и 50 миллионов рублей) и землю на улице Иловайская, находящуюся в аренде на 49 лет (стоимость права аренды — 20 миллионов рублей).
Пятый этап: изъятие зданий
Утверждение мирового соглашения логики происходящему не добавило.
«Меньшевик» и «Регион 101» свои обязательства по выплате долга ООО «Денэм Холл» игнорировали вплоть до декабря 2013 года (об этом стало известно во время очередного судебного заседания: кондитеры и не отрицали, что не перечисляли деньги).
Это позволило судебным приставам в январе 2014 года начать процедуру взыскания долга.
Деньги решено было получить за счет продажи зданий. Дважды каждое из строений выставляли на торги за ту цену, которую еще весной утвердил суд, — 130 и 50 миллионов рублей. Но покупателя, готового выложить такую сумму, не нашлось.
Поэтому имущество приставы передали тому, у кого оно было в залоге, — ООО «Денэм Холл» со скидкой в 25%: за 97,5 миллиона и 37,5 миллиона соответственно. Однако, согласно данным Росреестра, кадастровая стоимость зданий составляет 143 миллиона и 275,4 миллионов рублей.
К этому моменту, благодаря 30-процентной ставке, сумма долга по мировому соглашению успела «обогнать» стоимость переданных ООО «Денэм Холл» зданий, поэтому ему даже ничего не пришлось доплачивать.
Шестой этап: возражения Аверьянова
В 2016 году Илья Аверьянов уже в который раз попытался отыграться.
«Меньшевик» обратился в суд, потребовав от «Денэм Холл» 141 миллион рублей за здания фабрики, которые, по мнению Аверьянова, были незаконно пущены с молотка.
В своем заявлении он утверждал, что не знал ни об исполнительном производстве, ни о торгах.
Суд эти доводы постоянно отметал, ссылаясь на те или иные документы. В решении говорится, что:
— Аверьянов лично получил постановление о возбуждении исполнительного производства и ознакомился с ним;
— 3 марта 2014 года Аверьянов обратился с ходатайством о приостановлении исполнительного производства;
— постановления о передаче на реализацию имущества направлялись по почте и вручались представителю ООО «КФ «Меньшевик», что подтверждается материалами исполнительного производства.
Кроме того, срок исковой давности истек два года назад.
В результате арбитраж встал на сторону ООО «Денэм Холл». Суд первой инстанции принял это решение еще в феврале 2017 года, однако Илья Аверьянов не сдался и прошел буквально все инстанции, пытаясь оспорить его.
Последний раз ему отказал уже Верховный суд РФ. 21 ноября 2017 года он не стал передавать жалобу Аверьянова в судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.