Инициатором банкротства стала «Петербургская сбытовая компания», которой институт задолжал за энергоресурсы более 3,8 млн рублей. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области назначил решение вопросов о введении процедуры наблюдения, утверждении временного управляющего и определение даты рассмотрения дела о признании должника банкротом на 22 января 2018 года.
О проблемах с энергетиками стало известно в октябре. Но не от самого научного центра, а от университета ИТМО, который получает тепло от котельной института. Последний еще 9 октября предупредил ИТМО, что у него есть задолженность перед энергоснабжающей организацией и по этой причине начать отопительный сезон вовремя он не сможет. В результате чиновники районной администрации и Смольного при поддержке ГУП «ТЭК СПб» были вынуждены в срочном порядке возвращать тепло замерзающему вузу с помощью мобильной котельной.
Государственный оптический институт им. Вавилова (ГОИ) 30 лет назад был крупнейшим центром всей советской оптики. Вместе с филиалами в институте трудилось 11,5 тысячи человек. Работали в основном над заказами для военных – слежение за землей из космоса, нацеливание орудий, лазерная техника, тепловизоры. К этому шла довеском «гражданка» – приборы для медицины, науки, промышленности и исследований космоса.
Но в 1990-х годах история оборвалась. ГОИ лишился всех филиалов. Число сотрудников площадки на Биржевой сократилось в 7 раз. А в начале 2000-х Минимущество изъяло у института и большую часть территории. На месте лабораторий в Биржевом переулке «ЛенСпецСМУ» построило жилой комплекс «У Ростральных колонн» с отелем «Сокос». А здания на Биржевой линии, 4, 14-16, и на Кадетской линии, 3б, перешли в пользование ИТМО.
По вине головного холдинга «Швабе» (Ростех) институт в 2017 году остался без профильных заказов от Минобороны, и теперь может потерять и последнюю оставшуюся площадку – 3 гектара у стрелки Васильевского острова. Владельцы хотят передать её инвестору, а институт оздоровить – возможно, через банкротство. «Фонтанка» встречалась с сотрудниками института, когда они в феврале от отчаяния написали письмо с просьбой о помощи президенту Владимиру Путину.