Опальный банкир просит дать ему рассрочку для спасения личного имущества — шести земельных участков и дома
Как выяснилось, лавры Вагиза Мингазова, прошедшего через личное банкротство и практически вышедшего сухим из воды — миллиардных долгов, — совсем не прельщают экс-главу Татфондбанка Роберта Мусина. Не желая терять дом и шесть крупных земельных участков, Мусин из СИЗО обещает порыться в своих счетах и покрыть долг максимум за три года. Как выяснил «БИЗНЕС Online», пока что свой же бывший банк трясет с него только 16 млн рублей.
ШЕСТЬ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ОДИН ДОМ
Сегодня Арбитражный суд РТ продолжил рассмотрение заявления о банкротстве бывшего председателя правления ПАО «Татфондбанк» Роберта Мусина. Напомним, что заявление о признании Мусина банкротом подал сам Татфондбанк в лице конкурсного управляющего — госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов». Согласно картотеке арбитража, на данный момент требования ТФБ к Мусину составляют всего 16,7 млн рублей. О том, что Мусин действительно заемщик Татфондбанка, было почти доподлинно известно и ранее: из отчета об инвентаризации имущества банкрота следует, что требования к некоему Мусину Р.Р. составляют 166,6 млн рублей.
О том, что АСВ намерено обанкротить Мусина, стало известно ещё в июле. «Татфондбанк в лице конкурсного управляющего — государственной корпорации „Агентство по страхованию вкладов“ <…> сообщает о своем намерении обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании Мусина Роберта Ренатовича несостоятельным (банкротом) в связи с наличием у него признаков банкротства», — цитировало агентство сообщение в базе данных «СПАРК-Интерфакс». Обращение АСВ в арбитраж последовало в августе, однако некоторое время из-за нарушений, допущенных АСВ при подаче заявления, оно оставалось без движения.
Сегодня же процесс полноценно стартовал. Представляющий интересы опального банкира юрист Адель Губайдуллин в самом начале заседания заявил, что ходатайствует об отложении разбирательства, так как у Мусина появилась возможность выдать доверенность юристам только 20 ноября. «Собственно, этой же датой и датирована моя доверенность», — сказал он. Напомним, что ныне Мусин находится под арестом в казанском СИЗО-2.
С этого времени Губайдуллин успел лишь частично выполнить определение суда, очевидно, предписывающее составить список имущества экс-главы Татфондбанка. Так, он запросил выписки из ЕГРН в отношении имеющегося у должника недвижимого имущества. «Здесь шесть земельных участков и один дом. Выписки довольно объемные, крупные земельные участки, со сложными границами, — рассказал он. — Это пока на сегодня все, что удалось сделать по должнику. А вся остальная работа, в том числе с банками по предоставлению информации по счетам, нами введется, еще необходимо время».
«Получается, опись имущества пока нет возможности составить?» — уточнил судья Ильдар Нафиев. Ему был дан ответ, что на данный момент есть информация только по недвижимому имуществу: «Вся существующая недвижимость представлена в выписках».
Далее сторона Мусина заявила, что на данный момент должник не имеет возможности рассчитаться с требованиями истца. «Пока на сегодняшний день, на который заявлены чуть более 500 тысяч рублей», — уточнил юрист Мусина и продемонстрировал документ от АСВ с требования в размере 512 тыс. рублей.
АСВ, ознакомившись с документом со свисающим с него конвертом, заявило, что, возможно, произошла ошибка при отправлении, но их требования изначально составляют 16,8 млн рублей.
МУСИН ПРОТИВ БАНКРОТСТВА
Несмотря на возросшие претензии агенства по страхованию вкладов, Губайдуллин фактически заявил, что Мусин против объявления себя банкротом. Выяснилось, что Татфондбанк в лице АСВ просит сразу ввести процедуру реализации имущества. При введении этом должник одновременно объявляется и банкротом. Однако существует и промежуточная стадия — реструктуризация долгов, при которой должнику дается последний шанс расплатиться с долгами по специально подготовленному плану и остаться при своем имуществе. Тогда человека не объявляют банкротом, но он должен расплатиться по долгам максимум за три года. Для этого он должен иметь источник дохода и не иметь неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики.
Видимо, именно перехода в эту стадию и хочет Мусин. «Также мы ходатайствуем относительно того, что кредитор требует введения процедуры реализации. По закону это возможно только если гражданин будет ходатайствовать о введении в отношении него процедуры реализации имущества. Мы этого не делаем, не ходатайствуем о введении процедуры реализации», — сказал Губайдуллин.
Суд решил проверить, насколько возможно обойтись отсрочкой для должника, и первым делом уточнил, по какому адресу должник сможет получать корреспонденцию. Вопрос интересный, особенно если учитывать, что Мусин уже давно лишь урывками в больницу покидает СИЗО.
Выяснилось, что корреспонденцию нужно отправлять в одну из квартир на улице Тельмана (очевидно, в Казани). Отметим, что, согласно электронным картам, там показывается трехэтажный особняк в самом центре столицы РТ.
«Он [Мусин] находится там?» — уточнил судья. Выяснилось, что это место его прописки, где письма получают люди по доверенности.
Далее суд запросил документы о финансовом состоянии Мусина, которые позволят сделать реструктуризацию долга. Губайдуллин ответил, что информация собирается, в том числе и по банковским счетам.
Также выяснилась интересная деталь: в последний момент АСВ решило поменять саморегулируемую организацию, из членов которой можно будет избрать финансового управляющего Мусина. Вместо саморегулируемой организации профессиональных арбитражных управляющих (Москва) им выбрано СРО «Возрождение» (также московское).
В ответ на это юрист Мусина заявил, что от АСВ им нужно заявление с корректной суммой и кандидатурой управляющего: «Даже не знаем, какое заявление актуально и имеется в материалах дела», — и вновь попросил отложить дело. АСВ возразило, отметив, что даже если будет решено отложить разбирательство, хватит и двух недель, а не месяца, которого требует банкир.
В итоге суд отложил рассмотрение до 28 декабря.
ДОМОМ В 1400 КВ. М ВЛАДЕЕТ ЖЕНА
Поскольку Мусин продолжает оставаться депутатом Госсовета РТ, «БИЗНЕС Online» изучил его декларацию за 2016 год. Согласно отчету, опальный банкир заработал за 2016 год 31 млн рублей, а также владеет шестью земельными участками общей площадью более 900 тыс. кв. м, квартирой в 520 кв. м, садовым домиком в 315 кв. м и стояночным местом. Из транспортных средств — мотолодка Terhi 475 Twin C (2012) и прицеп «МЗСА 817708» (2003). Кроме того, в пользовании у Мусина два жилых дома в 1379 кв. м и 272 кв. м (дома с аналогичным метражом по отчету, находятся в собственности у жены депутата). Вся недвижимость располагается, согласно декларации, в России.
Супруга Мусина за прошлый год заработала чуть больше мужа — 31,8 млн рублей. Также у Мусина есть две дочери, но имущества на праве собственности на них не записано.
Напомним, что Мусин до сих пор находится в СИЗО под арестом, последнее продление произошло в октябре — до 16 декабря 2017 года.
По состоянию на июль известно, что в отношении бывшего главы ТФБ возбуждено сразу 7 уголовных дел: два дела — по ст. 201 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями с тяжкими последствиями»), еще четыре — по ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). Еще одно дело, с которым Мусин пока связан косвенно, касается мошенничества в «ТФБ Финанс», по нему подозреваются пятеро топ-менеджеров ТФБ. За каждым делом стоят различные эпизоды, и все они объединены в одно уголовное производство — по ч. 4 ст. 159 УК РФ. «Также в отношении Мусина в настоящий момент возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 и частью 4 статьи 174, по факту легализации денежных средств», — заявлялось на одном из судов.
Следствие указывало, что расследование дела осложняется широким общественным резонансом и длительностью отношений ТФБ со своей группой юрлиц вроде банка «Советский», «Тимер Банка», ИнтехБанка, Татагропромбанка, Радиотехбанка и т. д. Дополнением ко всему этому идет тот факт, что в деле есть множество офшорных организаций. Обвиняемый экс-глава ТФБ проходит сразу по целому кругу уголовных дел, общий ущерб по ним — более 35,5 млрд рублей.
«Мусин имел прямое или косвенное влияние на не менее 15 процентов экономики республики, — подчеркнул тогда следователь. — Имел существенное влияние на кредитный сектор РТ». Все это, по мнению следствия, может только навредить объективному расследованию, если Мусин будет не за решеткой.