С конца июня ЦБ стал рассылать кредитным организациям «черные списки» неблагонадежных клиентов. Банки Татарстана считают, что наличие информации о клиенте в таком реестре – не повод для отказа в обслуживании
«Черные списки» сомнительных клиентов – это возможность обмена информацией между Росфинмониторингом, ЦБ и финансовыми организациями о тех клиентах, которым было ранее отказано в банковском обслуживании из-за подозрений в нарушении 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Клиенты кредитных организаций, даже по ошибке попав в этот реестр, фактически лишались доступа к банковским услугам. Регулятор, конечно, предупреждал о том, что сведения об отказе в обслуживании или проведении операций в одном банке совсем не обязательно являются основанием для отказа в обслуживании клиента в другой организации. Однако это не помогает. Чтобы исправить ситуацию, бизнес идет на банкротство и новую регистрацию. Федеральная налоговая служба фиксирует всплеск ликвидации и регистрации компаний и индивидуальных предпринимателей, который пришелся на октябрь – спустя три месяца после начала рассылки «черных списков» сомнительных клиентов.
В октябре, по данным налоговиков, было ликвидировано 62 тыс. обществ с ограниченной ответственностью, что на 20 тыс. больше, чем в сентябре. Также в октябре сообщили о прекращении своей деятельности 58 тыс. индивидуальных предпринимателей. Месяцем ранее их было 48 тыс. человек. Вместе с тем, в октябре появились 37 тыс. новых компаний и 65 тыс. индивидуальных предпринимателей. В сентябре их было зарегистрировано 27 тыс. и 55 тыс. соответственно.
В Татарстане пока не наблюдается активности предпринимателей, желающих перерегистрировать свои компании. Как сообщили в аппарате бизнес-омбудсмена Татарстана, юристы ведомства не получали ни одного обращения от деловых кругов Татарстана, связанного с «черными списками» неблагонадежных клиентов. «Релевантных обращений к бизнес-омбудсмену не было», — подчеркнули в пресс-службе бизнес-омбудсмена республики.
Юридические компании Казани также не отмечают увеличения случаев ликвидации и регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. «Я не заметила активности предпринимателей в этом направлении», — сообщила РБК-Татарстан специалист Поволжского юридического центра Анна Ковшова.
Банки республики готовы работать с клиентами, попавшими в «черные списки» Центробанка. «Действительно, в рамках информационного обмена банки начинают получать информацию о клиентах, которым ранее было отказано в проведении операции, заключении договора банковского счета и/ или расторжении договора», — сообщили РБК-Татарстан в секторе маркетинга и коммуникаций отделения «Банк Татарстан № 8610» ПАО Сбербанк. По словам сотрудников банка, каждая кредитная организация определяет самостоятельно порядок использования информации, содержащейся в этих перечнях. «Наличие информации о клиенте в таком списке, по нашему мнению, не является достаточным основанием для вынесения отказа – требуется провести анализ всей имеющейся информации о клиенте для вынесения суждения», — подчеркнули в Сбербанке.
Директор по комплаенсу службы внутреннего контроля «Ак Барс» банка Айдар Багавиев рассказал нашему изданию о том, что клиент может попасть в «черный список» по разным причинам. «В первую очередь, он попадает в него, если операции по расчетному счету носят сомнительный характер: отсутствует экономическая целесообразность операций, платежи не соответствуют заявленному виду деятельности, отсутствуют платежи по налогам, зарплате, иные хозяйственные платежи, источник денежных средств является для Банка непрозрачным, имеются признаки «обнала» и «транзита», — отметил эксперт. По словам Багавиева, банк до включения клиента в указанный список запрашивает у него информацию, пояснения и подтверждающие документы. «В случае, если клиент отказывается предоставить документы и/или пояснения или они являются недостаточными, банки вправе отказать ему в совершении расходной операции и направить сведения о нем в уполномоченный орган, что является основанием для включения клиента в «список», — подчеркнул представитель «Ак Барс» банка.
Айдар Багавиев, ссылаясь на публикации в СМИ и выступления предпринимателей на различных форумах и площадках, сделал вывод о том, что количество отказов со стороны кредитных организаций, действительно, увеличилось. «При этом необходимо отметить, что в «Ак Барс» банке последствия внедрения обмена «черными списками» не привели к каким-либо значительным последствиям для клиентов. Банк не отказывает и не планирует отказывать клиентам в обслуживании опираясь только на факт нахождения лица в списке», — сообщил эксперт. По его словам, в банке, конечно, учитывается данный факт как негативный признак. «Но решение об отказе принимается на основании совокупности критериев, указывающих на осуществление клиентом сомнительной деятельности, а именно: наличие иной негативной информации, наличие признаков фирм – однодневок, наличие в составе контрагентов сомнительных компаний и фирм и т.д.», — подчеркнул Багавиев.
Директор по массовому бизнесу ОО «Казанский» АО «Альфа-Банк» Екатерина Миначева сообщила, что со второго квартала 2017 года количество мер по 115-ФЗ в отношении клиентов увеличилось. «Основная причина этого — поступление списков клиентов от ЦБ РФ в рамках 550-П, что позволило банкам оперативно узнавать информацию об отказах в операциях клиентов другими кредитными организациями. Кроме того, согласно рекомендациям ЦБ РФ 18-МР и 19-МР, ужесточились требования к ряду признаков операций клиентов, которые могут свидетельствовать об их сомнительном характере», — напомнила эксперт.
Екатерина Миначева дала несколько советов честным клиентам, которые не хотели бы случайно оказаться под подозрением в незаконных операциях. «Мы рекомендуем клиентам проверять своих контрагентов и обязательно платить налоги через банк по основной деятельности и отчисления в бюджет за своих сотрудников.
При расчетах с физическими лицами представитель «Альфа-Банка» предлагает помнить о том, что ИП и юр. лицо при этом становятся налоговыми агентами, и необходимо оплачивать НДФЛ и отчисления в фонды с таких выплат.
«Не нужно снимать много наличных денежных средств, так как расчеты между ИП и юр. лицами в наличной форме ограничены законодательно в размере 100 000 рублей в день, а при больших объемах снятия банк будет вынужден запросить документы о расходовании наличных», — подчеркнула Миначева. По мнению эксперта, важно правильно оформлять договоры и другие документы с контрагентами для защиты интересов в случае возникновения какой-то спорной ситуации, также это поможет оперативно предоставить документы по запросу банка.
«Необходимо обратить внимание на заполнение назначения платежа в платежных поручения — там обязательно должно быть указано, за что именно производится оплата и реквизиты договора или счета», — напомнила Миначева.
Наконец, считает представитель «Альфа-Банка», при поступлении запроса со стороны банка необходимо своевременно предоставлять документы, потому что банк запрашивает их, только когда это необходимо в соответствии с законом. «И в случае непредставления информации и документов может ограничить доступ к платежам и переводам в интернет-банке или отказать в проведении операции», — обратила внимание Миначева.