В списке павших
В 2017 году, по данным «СПАРК-Интерфакс», на стадию ликвидации перешли такие петербургские продуктовые дистрибуторы, как «Мясторг» (4,4 млрд руб. выручки за 2016 год), «Смага» (3,2 млрд руб.), 4Ф (2,5 млрд руб.), «Астера» (2,4 млрд руб.) и ряд других сопоставимых по размеру компаний. РБК Петербург направил в компании запрос с просьбой пояснить причины финансовых трудностей.
Как считают опрошенные РБК Петербург эксперты продовольственного рынка, сложности дистрибуторов напрямую связаны с изменением ситуации в рознице.
На фоне падения покупательского спроса практически единственным инструментом конкуренции в ретейле становится цена, поясняет бывший директор компании «Любимый край» Дмитрий Байков. Такая ситуация привела к ужесточению закупочной политики ретейлеров. «Если комиссия дистрибутора делает товар на полке дороже даже на несколько процентов, то это звено необходимо исключить из цепочки поставок. У федерального ретейла для этого есть и логистическая инфраструктура, и финансовая мощь», — сказал Байков.
При этом в Северной столице конкуренция в рознице более жесткая, чем в других регионах, говорил ранее РБК Петербург гендиректор INFOLine Иван Федяков. По его данным, на сетевую розницу в Северной столице приходится значительно большая часть товарооборота, чем в среднем по России, а совокупная доля крупных сетей за последний год достигла 80%.
«Небольшие магазины имеют мизерную долю, формат традиционных рынков также показал свою несостоятельность — на них приходится не более 2%. Рынки, по сути пустуют и закрываются, и на их площадях открываются сетевые магазины. Незавидная участь ожидает и петербургские локальные сети — они оказались под жесточайшим давлением со стороны федеральных игроков, и каких-то перспектив их дальнейшего развития я не вижу», — сказал Федяков.
Альянс за спиной
Для дистрибуторов ситуация осложняется тем, что федеральные сети пытаются установить с производителями прямой контакт не только на российском, но и на зарубежном рынке, говорит совладелец Василеостровской пивоварни Николай Митчин.
По его словам, из-за этого многие дистрибуторы импортного алкоголя лишились своих мест на полках гипермаркетов. «Сети начинают завозить дешевое пиво или вино из-за границы. Часто это продукция малоизвестных российскому потребителю брендов, я даже не стараюсь их запоминать. Это не транснациональные производители, но достаточно крупные для того, чтобы обеспечить российскому ретейлу нужные объемы», — рассказывает Митчин.
Конкретных пострадавших дистрибуторов бизнесмен предпочел не называть. Впрочем, его предположение подтверждаются экспресс-анализом поставщиков алкогольной продукции.
Например, выручка ООО «Невский синдикат», одного из дистрибуторов продукции компании «Балтика» за прошлый год сократилась на 27% — до 4,8 млрд руб. Дистрибутор «Напитки», ежегодно генерировавший миллиардный оборот, банкротится с июня 2017 года. Выручка винной компании «Каудаль» в 2016 году упала на 20% — до 370 млн руб.