Многие авиакомпании балансируют на грани, как ВИМ-Авиа

ВИМ-Авиа

Стоит ли опасаться, что проблемы могут возникнуть и у других авиаперевозчиков

Застрявших по разным городам и странам пассажиров ВИМ-Авиа общими усилиями уже почти развезли по домам. Но вопросы остались. Как случилось, что одна из крупнейших российских авиакомпаний оказалась в столь плачевной ситуации? И не ждет ли пассажиров других наших перевозчиков подобная же участь? Ведь два года назад похожая история произошла с другой, еще более крупной, авиакомпанией — «Трансаэро». Система? Разберемся.

Версия 1. ДЕНЬГИ УКРАЛИ

Кризиса в отрасли нет. А история с ВИМ-Авиа — уголовка в чистом виде. Руководство продавало билеты, заведомо зная, что пассажиры не смогут улететь. ВИМ-Авиа реализовала «воздуха» свыше чем на 1 млн рублей. Следственный комитет возбудил дело о мошенничестве в особо крупном размере.

Но ведь «торговля воздухом» возникла уже после того, как у компании не стало денег на топливо и на обслуживание в аэропортах. К этой-то ситуации что привело, тоже воровство? Некоторые эксперты предполагают, что владельцы компании, Рашид и Светлана Мурсекаевы, заранее выводили активы за рубеж. Очень странно, что кризис возник после летнего сезона, когда, казалось бы, карманы трещать должны от солидной выручки.

Подождем, что скажет Следственный комитет. Но, как объясняют специалисты, для того, чтобы авиакомпания после ударного лета оказалась банкротом, что-то из нее красть не обязательно.

Версия 2. СЛИШКОМ РИСКОВАЛИ

Эксперты обвиняют менеджмент ВИМ-Авиа в слишком рискованной финансовой политике. Как и Трансаэро два года назад. Обе компании слишком быстро росли. Набрали кучу маршрутов. «Нахватали» в лизинг самолетов, в том числе дорогущих, типа Боинга-777. Как и Трансаэро, ВИМ-Авиа пыталась захватить новые рынки за счет более низких, чем у конкурентов, цен. С точки зрения обычного авиапассажира, молодцы: цены на авиабилеты немаленькие, а они пытались их снизить. Но с точки зрения авиационного бизнеса, ситуация выглядит иначе. Сначала должны появиться дешевый лизинг (долгосрочная аренда) самолетов, дешевый авиакеросин и дешевое обслуживание в аэропортах, и только как следствие этого — снижение цен на перевозки. А иначе пассажиры со слишком дешевыми билетами будут постоянно где-то застревать по причине отсутствия денег у их авиакомпании.

Версия 3. УБЫТКИ ПОЧТИ У ВСЕХ

— Практически каждую осень с какой-нибудь авиакомпанией случается примерно то же, что и с ВИМ-Авиа, — говорит Роман Гусаров, эксперт комитета Госдумы по транспорту, главный редактор портала avia.ru. — Многие компании балансируют на грани рентабельности. И зачастую, отлетав высокий летний сезон, когда они должны бы заработать деньги, продолжают генерировать убытки.

Почему? А потому что клиент небогат. И выбирает кошельком. Отсюда — игра перевозчиков на понижение. Недорасчитали — начинается цепочка ЧП, из которой компании сложно вылезти.

— Я еще несколько лет назад слышал о проблемах с ВИМ-Авиа, — рассказывает адвокат Александр Трещев. — Она все время задерживала вылеты, прилеты. Люди мучились, судились…

Кстати, нашумевшая история с переездом юрадреса компании из Москвы в какой-то деревенский сарай в ста км от Казани тоже может быть связана с возросшим количеством исков. По нашим законам, нужно обращаться в суд по месту регистрации ответчика. А много ли найдется желающих ездить в поселок Богатые Сабы в местный райсуд? ВИМ-Авиа с трудом пережила 2015-й. Летом 2016-го — массовые задержки рейсов. Но тогда проблемы были у многих: убытки авиаотрасли за прошлый год составили порядка 10 млрд рублей.

В начале 2017-го жизнь, вроде, наладилась. Перевозки росли. Еще и Турциюоткрыли. В надежде подзаработать ВИМ-Авиа резко расширила сеть маршрутов. Но… так поступила не только она. Если у ВИМ-Авиа пассажиропоток за январь-август в сравнении с прошлым годом увеличился на треть, то у ближайших конкурентов — на 70-80%. Переиграли…

— Цены на авиабилеты у многих компаний оказались ниже, чем год назад, — говорит Олег Пантелеев, руководитель аналитического центра «АвиаПорт». — А расходы выросли. Например, на обслуживание в аэропортах.

Тут возникнет вопрос. С чего это обслуживание дорожает, когда инфляция в стране снижается? Ответ: а там монополисты. Когда хотят, тогда цены и повышают. Проблема и с самолетами. Точнее со стоимостью лизинга и планового ремонта Боингов и Аэрбасов, которая привязана к курсам доллара и евро. Именно Боинги в свое время погубили «Трансаэро» — в 2015 году рухнул рубль, и у компании резко выросли лизинговые платежи, привязанные к валюте.

ВИМ-Авиа же под нынешний летний сезон резко расширила парк больших и дорогих самолетов — и тоже просчиталась.

— Прибыль не окупила затраты, — поясняет Пантелеев.

К концу лета компания обросла огромными долгами за лизинг. На них наложились еще и долги за подорожавшее обслуживание и топливо…

ЧТО ДАЛЬШЕ

Контроль усилят. Но поможет ли это заработать?

В авиаотрасли идет «разбор полетов». Глава Минтранса Максим Соколовполучил нагоняй от президента. А депутаты и Генпрокуратура требуют призвать к ответу Росавиацию. Почему не смогли предупредить очередной авиаколлапс?

Минтранс свою позицию озвучил: с контролем плохо, виновато законодательство, надо его ужесточить. Отчитываясь перед депутатами по ситуации с ВИМ-Авиа, Максим Соколов предложил ряд мер. Например, дать возможность Росавиации проверять компании не раз в полгода, как сейчас, а получать информацию в режиме онлайн. А еще, в качестве профилактики, лишать перевозчиков, которые постоянно опаздывают (с опозданий в этом сезоне и начались проблемы ВИМ-Авиа), допусков к международным маршрутам. Все это, конечно, здорово. Вот только главная проблема остается: как сделать так, чтобы и россияне могли летать по приемлемым ценам, и авиакомпании при этом не банкротились? И было бы их у нас, и государственных, и частных, достаточно для того, чтобы обеспечить конкуренцию на самых разных маршрутах?

А КАК У НИХ?

На днях из-за финансовых проблем остановила полеты одна из старейших авиакомпаний Великобритании — Monarch Airlines. Случившееся затронуло 860 тысяч пассажиров, а 110 тысяч из них, как в случае с ВИМ-Авиа, застряли за рубежом. Властям Великобритании пришлось организовывать, как заявили в тамошнем Минтрансе, «крупнейшую в мирное время операцию по репатриации».

Monarch Airlines подвело снижение турпотока по крупнейшим отпускным направлениям — ТунисЕгипет, Турция. А добило падение курса фунта к доллару — цены на авиатопливо в британской валюте тут же взлетели.

Чуть раньше, в августе, о начале процедуры банкротства объявила хорошо известная и в России авиакомпания Air Berlin (там введена временная администрация). В мае о том же заявил крупнейший итальянский перевозчик Alitalia, предположительно к ноябрю компания будет продана новым хозяевам. Так что, никто не застрахован…

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version