Самым большим препятствием на пути цифровой экономики, которая, как нам говорят уже буквально из каждого утюга, вот-вот полностью завладеет миром и изменит вообще всё, остаются нецифровые люди. У России есть все шансы оказать цифровой экономике особенно ожесточенное сопротивление.
4 октября в Сочи стартовал главный российский финтех-форум, Finopolis-2017. Заголовки СМИ о главной новости в области цифровой экономики из России в этот день звучали так: «Цыгане в Обнинске продали мужчине «биткоины» с рук»… «В Обнинске цыгане торгуют биткоинами с рук на улице»… «Жители Обнинска пожаловались на цыган, торгующих с рук поддельными биткоинами». Исходная информация об этом замечательном акте триумфального шествия цифровой революции по Калужской области (если кто не знает, Обнинск находится в Калужской области) появилась в соцсетях и начиналась замечательным стилистическим оборотом: «интеллигентного вида цыгане». Это, видимо, должно было придать информации дополнительную достоверность: действительно, какого еще вида быть цыганам в Обнинске, первом российском наукограде? Конечно, интеллигентного. В общем, «ехали на майнинг с бубенцами, а вдали мерцали огоньки…»
Никаких других подтверждений этой информации, кроме очень сомнительного поста с довольно странного по виду аккаунта, не последовало. Правда, история имела продолжение. В пресс-службе Управления МВД России по Калужской области сообщили: «4 октября в ряде интернет-изданий и СМИ распространена информация о реализации на территории Обнинска неизвестными лицами так называемых биткоинов, имеющих признаки подделки. По данному факту в УМВД России по Калужской области заявлений от граждан не поступало. Вместе с тем отделом МВД России по городу Обнинску назначено проведение полицейской проверки, по итогам которой будет принято соответствующее процессуальное решение». Кроме того, в полиции деликатно призвали граждан быть внимательными при совершении сделок купли-продажи товаров и оплате услуг.
Так и представляешь себе эту сцену — ходит участковый, вряд ли сильно хорошо разбирающийся в криптовалютах, и честно опрашивает свидетелей: «Вы тут случаем не видели цыган интеллигентного вида, которые продавали эти, как их там, биткоины?» И вежливо предупреждает: «Если вам предложат — не покупайте, пожалуйста, эти биткоины. Они у цыган, говорят, какие-то несвежие».
Журналистов, разумеется, можно упрекнуть в том, что растиражировали непроверенную информацию — по единственному и достаточно сомнительному источнику. Да еще и «поставили на уши» калужскую полицию. Но главная проблема все-таки не в журналистах. Как ни странно, даже неважно, правдивая это история или выдумка. Важно, что это запросто может быть правдой.
При всех очевидных успехах в деле повышения финансовой грамотности россиян, большинство наших сограждан живут в сильно доцифровой экономической реальности. С новой экономикой их связывают разве что мобильные телефоны. Доля проникновения Интернета в России высока, но почти не увеличивается в последние два года, застыв на отметке 70%. То есть трети населения вообще не до компьютеров, не то что до майнинга криптовалют.
Что касается собственно обращения с валютами, только у 19% россиян, пользующихся банковскими услугами, есть вклады. По разным оценкам, от 15% до 20% населения вообще не пользуются никакими финансовыми услугами. Нет достоверных данных, но по-прежнему очевидно высока доля россиян, считающих себя, а не банк владельцами своих банковских карт. Количество индивидуальных инвестиционных счетов на всю Россию (самые свежие данные удалось найти на начало мая 2017 года, но за это время они кардинальным образом точно не изменились) — 217 тыс.
Причем в криптовалютах монетарные власти — не только в России, но и во всем мире — пока понимают не сильно больше цыган интеллигентного вида из Калужской области. К тому же если биткоины (или какие-то другие криптовалюты) в итоге реально начнут вытеснять фиатные деньги (что вряд ли), очень может быть, что фейковый «наличный» биткоин, купленный у цыган с рук, станет неплохим сувениром. Или даже — чем черт не шутит — «инвестиционной монетой», которую можно будет продать, как продают старинные монеты, капитализацией которых являются редкость, возраст и память.
Впрочем, пока цифровая экономика в особо крупных размерах России явно не грозит. Проблема даже не в том, что по Петербургу ходят крестные ходы против кинофильма, а государство тем временем силой закрывает лучший в этом городе университет. Не в том, что церковь считает ИНН порождением дьявола, а в Научно-исследовательском ядерном университете МИФИ четвертый год работает кафедра теологии. Просто едва ли возможно торжество цифровой экономики там, где у двух третей населения нет сбережений. Где каждый год физически исчезают с карты сотни населенных пунктов. Где официальное количество бедных превышает 20 млн человек, притом что государство ничего не знает о доходах минимум еще 15 млн самозанятых. Где по-прежнему — как мы узнали из прямой линии с президентом России — в главном городе не самого бедного российского региона люди живут в бараках, построенных в качестве времянок в 30-е годы прошлого века. Где в эру открытой экономики (а блокчейн в идеале должен сделать ее невиданно открытой — вообще непонятно, как государства смогут контролировать и даже отслеживать платежи) опять на уровне официальной политики растет тяга к закрытости от мира и «особому пути».
Так что новость об интеллигентных цыганах, торгующих с рук «наличными биткоинами» в первом российском наукограде, не такая смешная, как могло показаться на первый взгляд.