Что случилось с «ВИМ-Авиа»? Коротко

Перевозчик «ВИМ-Авиа» входил в десятку крупнейших по России. Его самолеты выполняли как внутренние, так и международные рейсы. Но компания «умерла» всего за одну неделю сентября. Михаил Шубин рассказывает о том, что произошло и как власти собираются это исправлять.

ЧТО ТАКОЕ «ВИМ-АВИА»?

Компанию создал в 2002 году заслуженный пилот России Виктор Иванович Меркулов. Авиаперевозчик назвали по его инициалам. В 2004 году Меркулов продал 75% акций Светлане и Рашиду Мурсекаевым, но оставался президентом компании вплоть до своей смерти в 2006 году. Серьезные финансовые проблемы у «ВИМ-Авиа» начались в начале зимы 2015 года — иски о банкротстве компании подали Сбербанк и ВТБ, но к лету судебное производство по искам прекратили.

Следующий год авиакомпания провела без серьезных проблем и даже нарастила объем перевозок. К началу 2017 года «ВИМ-Авиа» считалась десятой в России по количеству перевозимых пассажиров. За январь-август этого года ее рейсы перевезли 1 млн 834 тыс. пассажиров. Главными международными направлениями компании были Китай, Турция и Греция. При этом доходы «ВИМ-Авиа» за 2016-й оказались невелики — при выручке в 17,2 млрд рублей чистая прибыль составила всего 89 млн рублей. Сейчас 99% акций компании принадлежит Светлане Мурсекаевой, еще 1% — ее мужу.

С 2012 по 2017 год «ВИМ-Авиа» получила 34 государственных контракта на общую сумму в 450 млн рублей. Самыми крупными стали от Минобороны на воинские воздушные перевозки. Всего — четыре контракта, на общую сумму 342 млн рублей. Кроме Минобороны услугами авиакомпании в основном пользовались фонды социального страхования и пенсионные фонды разных регионов России.

вим-авиа ждущие рейса в аэропорту анталии

«ВИМ-Авиа»: ждущие рейса в аэропорту Анталии. 28 сентября 2017 Фото: © РИА Новости

РОДОВОЕ СЕЛО ПРЕЗИДЕНТА ТАТАРСТАНА

В феврале 2016 года авиакомпания изменила адрес своей юридической регистрации. Главный офис «ВИМ-Авиа» перебрался в поселок Богатые Сабы Сабинского района республики Татарстан. Глава этого района — родной брат президента Татарстана Рустама Минниханова  Раис.

Отец Миннихановых с 1962 по 1990 год возглавлял Сабинский леспромхоз. Сам нынешний глава республики успел три года отработать главным энергетиком на предприятии, возглавляемом его отцом. Затем в 1983 году он стал зампредседателя правления Сабинского района.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, адресом регистрации значится улица Строителей 1А в Богатых Сабах. Как выяснилоИА «Татар-Информ», офис компании находится в одной из комнат одноэтажного здания на территории базы ЖКХ. Информацию подтверждают издание «Бизнес-онлайн» и телеканал «Дождь». Ворота офиса закрыты на висячий замок, табличку уже сняли. У входа стоит трактор с большим прицепом. По словам охранника, дежурившего у входа на территорию, в его смены офис компании никто не посещал.

МАССОВЫЕ ЗАДЕРЖКИ РЕЙСОВ

Кризис, который поставит крест на работе перевозчика, начался с 22 на 23 сентября. «ВИМ-Авиа» задержала вылет пятнадцати рейсов из Домодедово. Пострадавшими стали 2997 пассажиров. Сам авиаперевозчик объяснил это временными трудностями, вызванными «традиционным сезонным спадом». В то же время, в Росавиации заявили, что причина заключается в долгах компании перед топливно-заправочными организациями. К вечеру задержанные рейсы все-таки начали вылетать. Но председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин приказал провести доследственную проверку ситуации.

После произошедшего Минтранс поручил возобновить работу антикризисного штаба, чтобы не допустить сбой в перевозке пассажиров. Его создали еще в начале лета 2017 года, когда «ВИМ-Авиа» задержала 173 рейса.  Причиной этого стали позднее прибытие бортов, неисправность самолетов и отсутствие резервных воздушных судов. Тогда возбудили четыре административных дела против авиакомпании и ее гендиректора Александра Кочнева по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности в области автотранспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией). В результате «ВИМ-Авиа» заплатила штраф 400 тыс. рублей, а Кочнев — 80 тыс. рублей.

ДОЛГИ

Задержки рейсов компании продолжились и на следующий день, 24 сентября. Выяснилось, что «ВИМ-Авиа»задолжала аэропорту Домодедово 500 млн рублей, а последний отказывается и дальше обслуживать компанию в долг. Такую же сумму авиаперевозчик оказался совокупно должен другим аэропортам и поставщикам топлива.

Денег на оплату долгов у компании не оказалось. Информация о том, что «ВИМ-Авиа» частично погасила долг перед Домодедово, не подтвердилась. У авиаперевозчика хватило денег только на оплату работы лишь до 25 сентября. «ВИМ-Авиа» пыталась получить 500 млн рублей у государства, но безуспешно. После этого компания прекратила выполнять чартерные рейсы.

Выяснилось, что авиакомпания задолжала не только аэропортам, но еще и 206 млн рублей своим сотрудникам — без зарплаты были 1,5 тысячи человек.

Общая кредиторская задолженность авиакомпании составляет 7 млрд рублей. Основной банк-кредитор — банк «Зенит». Этот банк принадлежит «Татнефти», председатель совета директоров которой — глава Татарстана Рустам Минниханов. «Зенит» заявил, что не будет больше кредитовать авиакомпанию.

Не очень радужно у «ВИМ-Авиа» и с арбитражными делами: только за последний год она стала ответчиком на 156 млн рублей, за последние десять – на 1,1 млрд рублей. Иски к компании подавали центры метрологии, российские аэропорты, авиакомпании и гостиницы.

УГОЛОВНОЕ ДЕЛО

25 сентября Росавиация начала внеплановую проверку авиакомпании. В тот же день Следственный комитет возбудил уголовное дело против должностных лиц авиакомпании по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).

Днем 27 сентября генерального директора авиакомпании «ВИМ-Авиа» Александра Кочнева вызвали на допрос в Следственный комитет. Он проходил в качестве свидетеля по делу о хищении денег у пассажиров сотрудниками компании. Cтатус Кочнева в уголовном деле поменялся уже на следующий день.  Утром 28 сентября его задержали вместе с главным бухгалтером «ВИМ-Авиа» Екатериной Пантелеевой. Сейчас им предъявили обвинения в мошенничестве.

Вызванные на допрос владельцы «ВИМ-Авиа» супруги Мурсекаевы предусмотрительно покинули Россию еще 26 сентября, на следующий день после возбуждения уголовного дела. По неподтвержденной информации, Россия планирует объявить их в федеральный, а затем и в международный розыск.

головной офис вим-авиа

Офис «ВИМ-Авиа» в пустом доме татарского поселка. Фото: Расих Фасхутдинов / Татар-Информ

РЕАКЦИЯ ПУТИНА

«Мы вчера с министром [транспорта] на этот счет разговаривали. Максим Юрьевич [Соколов] мне сказал о том, что эта компания полностью соответствовала всем критериям [предъявляемым к перевозчикам]. Он мою реакцию знает, не буду [ее] повторять, но в одной части повторюсь: если вы выработали такие критерии, то чего они стоят?» —  сказал президент России Владимир Путин на совещании с членами правительства.

Простой критикой все не закончилось. Путин объявил главе Минтранса о неполном служебном соответствии (дисциплинарном взыскании. — Прим. ред.). Досталось и курирующему транспорт вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Ему президент сказал, что чиновник уделяет недостаточно внимания этой отрасли. И добавил: «Может быть, вы перегружены слишком? Мы уже говорили об этом».

СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК ПОСТРАДАЛИ И ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ

Заложниками краха «ВИМ-Авиа» стали 43 тыс. туристов, находящихся за границей. По неподтвержденным данным, всего авиакомпания должна была перевезти 190 тыс. человек — именно столько билетов продано на ближайшие рейсы. Часть людей «ВИМ-Авиа» перевезет своими силами, но на помощь ей Росавиация направила семь авиакомпаний, расходы которым компенсируют из федерального бюджета. Их затраты оценивают в 200 млн рублей.

В ситуацию с застрявшими туристами напрямую вмешался и Путин. Он направил два самолета Ту-214 летного спецотряда «России» в Анталию. Этот спецотряд подчиняется Управделами президента и обслуживает первых лиц государства. На двух бортах будут вывозить пострадавших клиентов «ВИМ-Авиа».

Свою работу авиаперевозчик прекратит 16 октября. До этого времени поддерживать работоспособность «ВИМ-Авиа» будет «Аэрофлот» за счет своих средств. Директиву об этом подписал вице-премьер Дворкович. На эти целиможет уйти до 1,85 млрд рублей. Компенсируют ли эти деньги компании — неизвестно.

Для возможных в будущем санаций авиакомпаний Росавиация предложила ввести страховой сбор в размере 10 рублей с одного пассажира. По расчетам главы ведомства Александра Нерадько, это позволит создать резервный фонд в размере 1 млрд рублей, при условии сохранения нынешнего объема авиаперевозок в 100 млн человек в год.

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика