В негосударственных пенсионных фондах «дыр» не меньше, чем в банках. Эти «дыры» стали одной из причин нынешнего вялотекущего банковского кризиса, приведшего к санации банка «ФК Открытие» и Бинбанка.
Это — передовая битвы за пенсионные накопления граждан. В респектабельных офисах, вдали от этой мышиной суеты, делается серьезный бизнес: продаются и покупаются НПФ, концентрирующие пенсионные накопления миллионов россиян. Но дельцы, занимающиеся этой деятельностью, зачастую такие же мошенники, как и «пенсионные контролеры».
Сумма пенсионных накоплений в НПФ на 31 марта 2017 года составила 2,3 трлн рублей. Пенсионные накопления в ПФР — 1,8 трлн рублей. Солидный куш. Хотя, конечно, эти суммы существенно меньше, чем объем вкладов населения — 24 трлн рублей.
Особенно интересны НПФ для финансово-промышленных групп, которые инвестируют пенсионные накопления в свои проекты, в первую очередь девелоперские. Пионерами «инвестиционно-пенсионного» бизнеса стали Анатолий Мотылев и Евгений Новицкий.
За Мотылевым тянется шлейф разоренных им банков: «Глобэкс», «Российский Кредит», «Тульский Промышленник», АМБ Банк, Мосстройэкономбанк (М Банк) и КРК Банк. Мотылев скупал не только банки, но и пенсионные фонды. Он успел купить семь НПФ. Все они лишились лицензии. В них были собраны пенсионные накопления 1,13 млн человек на сумму 48,4 млрд рублей. Банкротство фондов Мотылева обошлось ЦБ в 39 млрд рублей. Граждане потеряли 10 млрд рублей инвестиционного дохода, не подлежащего компенсации.
Думаете, православный банкир Мотылев (он был членом Клуба православных предпринимателей) сидит в тюрьме? Ошибаетесь. СМИ сообщают, что он благополучно обосновался в Лондоне.
Экс-президент холдинга «АФК «Система» Евгений Новицкий купил шесть НПФ. Сумма их активов на 1 апреля 2016 года составила 31,1 млрд рублей, пенсионные накопления — 17,5 млрд рублей. Все они лишились лицензии.
Финансовая группа «Открытие» приобрела НПФ «Лукойл-Гарант», НПФ Электроэнергетики и, под самый занавес, НПФ «РГС». НПФ группы «Открытие» вошли в периметр санации банка «ФК Открытие».
O1 Group Бориса Минца, тесно связанного с «Открытием», приобрела НПФ «Благосостояние ОПС» (переименован в НПФ «Будущее»), НПФ «СтальФонд», НПФ «Уралсиб» и НПФ «Русский Стандарт» (присоединены к НПФ «Будущее»), НПФ «Образование» и НПФ «Социальное развитие».
Группа «Сафмар» приобрела НПФ «Райффайзен» (переименован в НПФ «Сафмар»), НПФ «Европейский пенсионный фонд», НПФ «Регионфонд» и НПФ «Образование и наука» (присоединены к НПФ «Сафмар»), НПФ «Доверие», НПФ «Моспромстрой-Фонд» и НПФ «ТПП фонд». НПФ группы «Сафмар», в отличие от НПФ группы «Открытие», не вошли в периметр санации Бинбанка.
Группа «МКБ» приобрела НПФ «Согласие» и НПФ Оборонно-промышленного комплекса.
Мода на покупку пенсионных фондов для финансирования собственных бизнесов стала реакцией на закручивание ЦБ гаек на рынке вкладов. В августе 2009 года ЦБ начал войну с «пылесосами»: во-первых, было введено ограничение ставок; во-вторых, позднее было введено ограничение роста вкладов.
Пенсионные накопления стали важным заменителем вкладов. Тем более что регулирование НПФ существенно слабее, чем банков, к тому же НПФ значительно менее прозрачны, чем кредитные организации. В результате цены на НПФ выросли до 20—30% от размера активов.
НПФ не могут напрямую финансировать бизнесы своих владельцев. Для обхода законодательных ограничений мошенники изобрели простую схему: компания, например девелоперская, выпускает облигации; НПФ их приобретает; компания на эти деньги строит новую недвижимость, выпускает новые облигации и т. д. Для реализации этой схемы надо поддерживать их котировки. Котировки в рамках этой схемы поддерживаются с помощью биржевых манипуляций. Например, в 2016 году ЦБ выявил случаи манипулирования ценами облигаций в интересах НПФ «Стратегия».
Мотылев и другие мошенники использовали для вывода средств из НПФ не только облигации, но и ипотечные сертификаты участия (ИСУ), цена которых была завышена. Но от этого суть не меняется. Также схему с ИСУ использовали для вывода средств из НПФ «Благовест».
Вероятно, аналогичной практикой занимаются многие негосударственные пенсионные фонды, помимо упомянутых выше.
Естественно, инвестиции в «токсичные» активы ведут к образованию «дыр» в НПФ. Сектор НПФ «дыряв» не менее, чем банковский сектор. Одна из основных причин обострения нынешнего вялотекущего банковского кризиса, приведших к санации банка «ФК Открытие» и Бинбанка, как раз состоит в том, что вылезли наружу «дыры» не только в банках, но и в НПФ.