Собственники авиакомпании ведут переговоры с чиновниками, кредиторами и банкирами в попытках спасти ситуацию
«ВИМ-Авиа», входящая в десятку крупнейших российских авиакомпаний, в 2017 году на фоне роста перевозок активно занималась расширением парка воздушных судов. За 7 месяцев текущего года компания перевезла 1,4 млн пассажиров, что на 35,5% больше, чем за аналогичный период 2016-го. Однако возникшая летом задержка с поступлением нескольких новых самолетов привела к срывам чартерных программ и неполучению ожидавшейся выручки при увеличившихся расходах. Эта причина, скорее всего, и стала катализатором ситуации, приведшей к недостатку средств.
Как рассказали «Известиям» в аппарате вице-премьера Аркадия Дворковича, от авиакомпании «ВИМ-Авиа» был получен запрос по поводу оказания поддержки в связи со сложным финансовым положением.
— Этот запрос был направлен в Минтранс для формирования предложений о возможностях выхода из ситуации, — подчеркнула представитель аппарата вице-премьера.
В Росавиации «Известиям» рассказали, что длительные задержки вылетов регулярных и чартерных рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа» из аэропорта Домодедово связаны с неурегулированной задолженностью перевозчика перед топливно-заправочными организациями.
— Вместе с тем сегодня утром топ-менеджмент авиакомпании завершил переговоры о предоставлении гарантийных обязательств, которые позволят в ближайшие дни осуществить запланированные ранее рейсы. Сейчас открывается регистрация, в ближайшее время начнется отправка пассажиров к местам назначения, — заявил представитель Росавиации.
Согласно информации «СПАРК-Интерфакс», авиакомпания принадлежит гражданам РФ Светлане и Рашиду Мурсекаевым.
В настоящее время авиакомпанией предпринимаются попытки получить заемное финансирование для оздоровления финансово-экономического положения компании. По словам знакомого с ситуацией источника «Известий», такая возможность сохраняется и все еще считается наиболее реалистичным вариантом выхода из сложившегося положения.
В «ВИМ-Авиа» сообщили, что временные трудности с расписанием авиакомпании вызванные традиционным сезонным спадом, что привело к спорам хозяйствующих субъектов и задержкам ряда рейсов.
— Был проведен ряд консультаций консультаций с государственными органами, контролирующими авиационную отрасль, а также переговоров с партнерами авиакомпании. В данный момент достигнуты предварительные соглашения, что должно привести к исправлению ситуации. Разрабатывается план урегулирования ситуации совместно с финансовыми организациями, принявшими решение поддержать авиакомпанию, — заявил «Известиям» представитель «ВИМ-Авиа».
По данным источника «Известий», долги авиакомпании за аэропортовое обслуживание, топливо и лизинговые платежи в настоящее время могут составлять сотни миллионов рублей. Задержка выплаты зарплаты персоналу авиакомпании, по его словам, превышает два месяца.
В Росавиации несколько дней назад прошло совещание, где анализировалось финансовое положение авиакомпании, а также обсуждалось, кто смог бы обеспечить перевозку пассажиров, купивших билеты на рейсы «ВИМ-Авиа». Ситуация осложняется тем, что в сентябре объемы перевозок все еще высоки, поэтому свободных провозных емкостей на рынке физически нет — в октябре-ноябре эта проблема не была бы такой острой. В то же время присутствовавший на совещании совладелец авиакомпании Рашид Мурсекаев заверил, что в ближайшее время проблему удастся решить.
По данным источника «Известий», по ситуации на вечер пятницы базовым для «ВИМ-Авиа» московским аэропортом Домодедово решение о прекращении обслуживания авиакомпании не рассматривалось.
Эксперт в сфере авиационного права и экономики Сергей Детенышев заявил «Известиям», что возможное банкротство «ВИМ-Авиа» не окажет существенного влияния на рынок авиаперевозок.
— Обязательства остановившего полеты перевозчика будут выполнены крупными авиакомпаниями. Им же отойдет и его рыночная доля. Общие изменения долей будут небольшими, — отметил Сергей Детенышев.
При этом, по словам советника руководителя Ростуризма Дмитрия Горина, «ВИМ-Авиа» является значимой компанией для туристического рынка.
— Если авиакомпания вдруг прекратит полеты, возникнут проблемы для всего рынка. Туристический сезон еще не закончен, летние программы продолжаются. Кроме того, у них, помимо чартеров, много регулярных, в том числе социально значимых рейсов, причем на некоторых из них они являются единственным перевозчиками. Здесь нужно цивилизованное решение ситуации. Только поддержка акционеров и разумное сокращение полетных программ могут помочь урегулировать сложившуюся ситуацию, — заявил «Известиям» Дмитрий Горин.
По его мнению, авиакомпания в этом году переоценила свои возможности по выполнению чартерных рейсов на фоне существенного роста объема перевозок. Из-за этого в летний сезон, в целом, 220 тысяч туристов были перебронированы с рейсов «ВИМ-Авиа» на рейсы других перевозчиков.
— Похоже, в случае с «ВИМ-Авиа» мы можем наблюдать риски, связанные с агрессивной маркетинговой стратегией. Фактически еще в «высокий» сезон компания имеет большие проблемы с ликвидностью, что с высокой вероятностью может означать её уход с рынка. «ВИМ-Авиа» сделала ставку на агрессивный рост и захват доли рынка, но такая стратегия традиционно сопряжена с необходимостью иметь серьезные финансовые резервы. Следует отметить, что подобная коллизия случилась не на падающем рынке, как это было, например, с Трансаэро, а на вполне растущем. За первое полугодие 2017 года пассажирские перевозки выросли на 22%, а по отдельным направлениям до 30% и более. Так что главной проблемой «ВИМ-Авиа», скорее всего, стала слишком амбициозная стратегия, — сказал «Известиям» независимый аналитик Дмитрий Адамидов.
Действующий парк авиакомпании «ВИМ-Авиа» на сегодня состоит из 17 самолетов, в том числе 1 Boeing 777-300ER, 1 Boeing 777-300, 7 Boeing 777-200, 1 Boeing 767, 3 Boeing 757, 1 Airbus A330, 3 Airbus A319. Кроме того, есть еще 8 самолетов, которые не выполняют полеты. Так, по техническим причинам не летают 2 Boeing 777 и 2 Boeing 757. У одного Boeing 777 ожидается замена двигателя. Кроме того, в неисправном состоянии находятся Airbus 330, Airbus A319, а также единственный в парке Boeing 737.
Первые длительные задержки и отмены рейсов «ВИМ-Авиа» произошли 26 мая. С 29 мая отмены полетов приобрели веерный характер. В авиакомпании задержки и отмены вылетов объясняли поздним возвратом с планового техобслуживания трех самолетов, а также увеличившимся пассажиропотоком в начале сезона отпусков.