Банкротство Air Berlin ставит крест на планах столицы ФРГ стать значимым пересадочным узлом для транзитных авиапассажиров. Многие полагают, что Берлин превращается в авиапровинцию.
Спустя два дня после новости о банкротстве второй по величине авиакомпании Германии Air Berlin билеты на ее рейсы продаются как ни в чем не бывало — причем не только в ФРГ, но и в России. Например, на сайте авиакомпании S7 в четверг, 17 августа, можно было купить билеты из Москвы в Мюнхен, Кельн или Нюрнберг на начало октября с пересадкой в берлинском аэропорту Тегель. Рейс из Москвы в Берлин выполняет S7, а последующий рейс по Германии — Air Berlin, партнер российской S7 по альянсу One World.
Пассажирам беспокоиться пока не о чем — благодаря экстренному кредиту правительства Германии в 150 миллионов евро, разорившаяся авиакомпания сможет еще примерно три месяца выполнять свои обязательства перед клиентами и поставщиками. И лишь потом, по окончании летнего сезона авиаперевозок, Air Berlin исчезнет — за ее наследство (и прежде всего так называемые дефицитные «слоты» — временные «окна» для взлетов и посадок в оживленных аэропортах) уже сейчас развернулась оживленная борьба. Эксперты авиационной отрасли в один голос уверяют, что «слоты» и самолеты авиакомпании будут мгновенно поделены между участниками германского авиарынка — авиакомпанией Lufthansa с одной стороны, а также двумя-тремя «бюджетными» авиаперевозчиками — с другой, в числе которых чаще всего упоминается британская Easy Jet.
Судьба Air Berlin и участь нового аэропорта
Но уход с рынка второй по величине авиакомпании Германии ставит крест на планах Берлина оттянуть на себя хоть какую-то часть транзитного трафика — Air Berlin была единственной авиакомпанией, которая планировала создать пересадочный узел на базе нового международного аэропорта Берлин-Бранденбург имени Вилли Брандта (BER) в Шёнефельде, который так и не открылся. Тот, кто сегодня прилетает в Берлин рейсами «Аэрофлота» из Москвы, по пути со взлетно-посадочной полосы к терминалу проезжает мимо нового здания аэропорта, возле которого — как памятники на вечной стоянке — припаркованы несколько самолетов Air Berlin. Авиакомпания разорилась, аэропорт так и не открылся. А ведь как хорошо все начиналось.
Незадолго до запланированного на 2012 год открытия нового столичного аэропорта Air Berlin разукрасила один из своих дальнемагистральных лайнеров логотипом BER и надписью «самый современный аэропорт Европы». Ее менеджмент планировал превратить Берлин — наряду с Франкфуртом-на-Майне, Мюнхеном и Дюссельдорфом — в четвертый пересадочный узел Германии, открыв из столицы новые дальнемагистральные рейсы за океан (куда более прибыльные, чем «короткие» перелеты по Европе, где дешевая конкуренция из Великобритании и Ирландии предлагает очень низкие тарифы).
Тогдашний генеральный директор нового берлинского аэропорта называл Air Berlin главным клиентом и публично желал ей «здравия и долгих лет». Под нужды Air Berlin была перестроена южная часть терминала, увеличены расстояния между телетрапами (с прицелом на большие, дальнемагистральные лайнеры), построен отдельный бизнес-зал.
Берлин — политическая столица, авиационная провинция
Увы — все впустую. Теперь новому берлинскому аэропорту (если он когда-нибудь наконец-то откроется), похоже, уготована участь провинциального аэропорта. А берлинским авиапассажирам придется платить больше и пересаживаться чаще.
И это при том, что оба берлинских аэропорта — Тегель на западе и Шёнефельд на востоке — в буквальном смысле слова захлебываются в пассажирах. За первое полугодие 2017 года их пассажиропоток вырос на 7 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (рост в Шёнефельде составил целых 17 процентов!). Бывший аэропорт столицы ГДР принимает сегодня на себя основную массу прибывающих пассажиров — сюда летают «бюджетные» Ryanair, Easy Jet, Wizzair и другие (а также пять раз в день — «Аэрофлот» из Москвы).
В «часы пик» по зданию трудно пройти, не говоря уже о том, чтобы найти место, где присесть; полуторачасовые очереди на паспортный контроль для прибывающих пассажиров — чуть ли не в порядке вещей; этим летом берлинские газеты писали о десятках пассажиров, опоздавших на свои рейсы из-за слишком длинных очередей на контроль безопасности.
В Тегеле — не лучше. Оборудование морально устаревшего аэропорта на западе Берлина давно не обновлялось и ломается, вызывая задержки на регистрации пассажиров. Да и прилетев в Тегель, можно прождать чемодана полтора часа, просто потому, что его будут медленно разгружать.
И ни тот, ни другой аэропорты не приспособлены для транзитного трафика.
Референдум о судьбе аэропорта
Когда откроется новый аэропорт Берлина, не знает никто. Но в канун выборов в бундестаг в городе вовсю идет дискуссия о том, надо ли закрывать Тегель после (гипотетического) открытия нового терминала на юго-востоке города. Более того, одновременно с выборами 24 сентября в Берлине пройдет референдум на тему того, стоит ли старому «западному» аэропорту продолжать работу. Голосование хотя и будет общегородским, но не будет иметь никакой юридической силы.
Проблема в том, что новый берлинский аэропорт уже сейчас слишком мал — Тегель и Шёнефельд вместе взятые уже сегодня обслуживают больше пассажиров, чем может уместиться в новом, едином терминале. Его проектировщики просчитались — никто не рассчитывал на столь стремительный рост туризма в столицу Германии и столь быстрое расширение ЕС.
В результате все громче раздаются голоса тех, кто говорит о том, что вообще-то столица такой страны, как Германия, могла бы иметь и больше одного аэропорта — так, как это есть в Лондоне, Париже или Москве. Но поскольку еще 20 лет назад на законодательном уровне было принято решение о закрытии Тегеля в течение полугода после открытия нового аэропорта, это решение надо будет законодательно и отменять. Общегородской референдум 24 сентября может стать первым шагом на этом пути. Во всяком случае министр транспорта Германии Александер Добриндт (Alexander Dobrindt) уже открыто призывает к тому, чтобы в Берлине эти два аэропорта работали одновременно.
Цены уже растут
«Больше всего от банкротства Air Berlin проиграют сам Берлин, столичный регион и его жители», — пишет в редакционном комментарии берлинская газета Tagesspiegel. По мнению автора статьи, авиапассажирам придется платить больше за билеты и чаще пересаживаться. А по мнению неназванного источника газеты Berliner Morgenpost, управляющая компания берлинского аэропорта не сможет теперь вернуть инвестиции в строительство нового терминала — никогда. По данным той же газеты, рост цен на авиабилеты с вылетом из Германии уже начался.