В уголовном деле бывшего председателя правления Татфондбанка (ТФБ) Роберта Мусина новый поворот. На этот раз число преступных эпизодов увеличилось сразу до 22, а ущерб от деятельности Мусина достиг 51 млрд рублей. Следователи рассекретили некоторые детали новых обвинений Роберта Мусина. Касаются они офшорных юрисдикций.
Выяснилось, что Мусин и его подельники выводили деньги на Кипр и в Швейцарию через компании-однодневки. В этой поражающей себя масштабами перекачке миллиардов рублей участвовало несколько зарубежных компаний, а также фирмы, к которым имеют прямое отношение супруга и дочь Мусина.
По версии следствия, в 2012–2013 годах «Татфондбанк» выдавал кредиты на приобретение ценных бумаг нескольким фирмам — ООО «Полюс С», «Грит плюс» и «Казанская СХТ». Через сложную схему деньги перекачивались на счета двух офшоров — BARG AG (Швейцария) и TFB Investment LTD (Кипр). Все эти компании — ООО «Грит Плюс», «Полюс С» и «Казанская СХТ», которые служили прокладками в этой сложной финансовой схеме, связаны с Татфондбанком, и как только стало известно о проблемах в ТФБ, спешно заявили о своей ликвидации.
Наша
справка
Обвинения Мусину предъявлены по трем статьям УК РФ: ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере»), ч. 2 ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия») и п. «а» ч. 4 ст. 174.1 УК РФ («Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления»). 3 марта 2017 года Центробанк отозвал лицензию у Татфондбанка, занимавшего на тот момент 42-е место в банковской системе РФ по объему активов. Объем средств, привлеченных банком от населения, достигал 76 млрд рублей. Председатель правления Татфондбанка Роберт Мусин был арестован и помещен в СИЗО 3 марта текущего года.
Примером вывода капитала за рубеж может послужить история с кредитом компании «Грит плюс». Так, 13 марта 2013 года ТФБ выдал фирме «Грит плюс» кредит в 254 млн рублей на покупку ценных бумаг, после чего компания сразу перевела деньги на счет ООО «Траверз компани», имеющей отношение к компании Мусина «Новая нефтехимия». В свою очередь «Траверз компани» перевела рубли в $8 млн, отправила их на Кипр якобы под видом предоставления займа. Средства в итоге оказались на счете BARG AG в швейцарском подразделении Deutsche Bank.
Напомним, что в рамках расследования уголовного дела Роберта Мусина по факту мошенничества в особо крупном размере следователи и сотрудники ФСБ изъяли документы компаний, «зарегистрированных в иностранных и офшорных юрисдикциях», в частности на Кипре, Виргинских островах, в Швейцарии, Люксембурге. Данные в этих документах говорят о том, что Мусин, его жена и дочь причастны к деятельности и управлению указанными юридическими лицами, зарегистрированными в офшорных юрисдикциях. Следствие заявляет, что конечными бенефициарами BARG AG и TFB Investment LTD были родственники бывшего главы Татфондбанка. Сначала обе фирмы принадлежали жене банкира Лидии Мусиной, а теперь — его дочери Аиде Гилязовой. В отношении этой компании уже приняты обеспечительные меры на сумму 3 млрд рублей. Но это всего лишь малая часть массового оттока капитала за рубеж и махинаций с залогами.
По версии следствия, Мусин и его сообщники связаны с хищением денежных средств ПАО «Татфондбанк» посредством вывода залогового имущества по ряду кредитных договоров в сумме более 18 млрд рублей.
Так, в декабре 2016 года, Мусин и неустановленные должностные лица ПАО «Татфондбанк» зная, что лицензию у банка отберут, незаконно вывели залог ООО «Весна» по кредитным договорам с ПАО «Татфондбанк», подписав договор о залоге акций с НО «Государственный жилищный фонд» на 1,2 млрд рублей. Спустя некоторое время договор о залоге был расторгнут, а выданный кредит возвращен не был. На момент вывода залогового имущества НО «Государственный жилищный фонд» задолженность ООО «Весна» по кредитным договорам с ПАО «Татфондбанк» составила более 674 млн. рублей. В результате часть кредитных обязательств перед банком осталась без обеспечения, снизилась перспектива их возврата временной администрацией.
Самый последний из новых эпизодов появился в уголовном деле совсем недавно, 31 июля 2017 года. Следствие подозревает, что Мусин и неустановленные лица причастны к хищению не менее 2,2 млрд рублей, выданных в 2013–2016 годах ООО «Бытовая электроника» (обанкроченное АО «ДОМО»). Гарантий возврата этого кредита не было. Следователи не считают гарантией возврата средств поручительство ООО «СП «Фоника», того самого, которому принадлежит арестованный самолет, на котором Мусин летал по всему свету. На днях стало известно, что «Фоника» объявила о банкротстве.
Несмотря на то, что следователи откопали офшоры Мусина, эксперты считают, что отмытые деньги спрятаны не там. Офшорные компании нужны были для того, чтобы вывести их из российского банка, чтобы легализовать и скрыть их «криминальное происхождение». Скорее всего, отмытые миллиарды были возвращены в Россию и вложены в прибыльные дела. Например, в российские игорные зоны. Источник «Преступной России» сообщает, что сейчас следователи устанавливают связь между выводом денег в Швейцарию и на Кипр и дальнейшим их инвестировании. Правда, шансы вернуть капиталы, которые были спрятаны в офшорах, практически минимальны.