Напомним, арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности, занимающимся частной практикой (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ). Он может рассчитывать на вознаграждение в деле о банкротстве, а также на возмещение в полном объеме расходов, фактически понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве (п. 1 ст. 20.6 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ). Суммы вознаграждений и возмещения фактически понесенных расходов в связи с исполнением обязанностей в деле о банкротстве являются доходами, полученными от деятельности в качестве арбитражного управляющего, и подлежат обложению НДФЛ.
При этом в соответствии со ст. 221 Налогового кодекса при исчислении налоговой базы арбитражные управляющие имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Более подробно о вычетах на обучение и других налоговых вычетах для физических лиц, а также условиях их предоставления и оформлении узнайте из нашего спецпроекта!
Проанализировав нормы НК РФ и Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, финансисты пришли к выводу, что расходы арбитражного управляющего на приобретение личного автомобиля, а также затраты на ОСАГО и КАСКО этого автомобиля сами по себе не могут считаться расходами, непосредственно связанными с исполнением обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в деле о банкротстве. Поэтому такие расходы не могут включаться в состав профессионального налогового вычета по НДФЛ.
Однако в составе профессионального налогового вычета можно учесть расходы арбитражного управляющего, возникающие в связи с использованием его личного автомобиля, если они непосредственно связаны с исполнением им обязанностей в деле о банкротстве. Обязательным условием такого включения является документальное подтверждение размера расходов и подтверждение их осуществления в указанных целях.