Владимир Путин подписал поправки в закон о несостоятельности и КоАП РФ, которые регламентируют процедуру привлечения реальных бенефициаров к субсидиарной ответственности при банкротстве. Документ размещен на официальном портале правовой информации.
Законопроект уточняет материально-правовые основания для привлечения к субсидиарной ответственности тех лиц, которым фактически была подконтрольна рухнувшая компания. Контролирующих лиц, виновных в причинении ущерба кредиторам, надлежит определять по критериям, также прописанным в документе. В частности, таковыми могут быть признаны граждане или компании, влиявшие на сделки банкрота за три года до возникновения признаков несостоятельности.
Инициировать их ответственность кредиторы смогут на любой стадии банкротства, не дожидаясь конкурсного производства, и в течение трех лет после его завершения. Суд вправе принимать к активам конечных бенефициаров обеспечительные меры. В свою очередь те смогут вчинить обанкротившейся компании регрессный иск, в этом случае их требования оказываются в самом конце реестра кредиторов.
Требования к субсидиарному должнику разрешается продавать на торгах или уступать кредиторам. Любой кредитор сможет просить о возбуждении исполнительного производства по своим требованиям.
Также поправками устанавливаются штрафы за нарушения процедур на суммы до 100 000 руб. Например, саморегулируемые организации будут нести ответственность за неправильное управление средствами компенсационного фонда или за ошибочный выбор арбитражного управляющего (см. «Шесть проблем субсидиарной ответственности: как их решат поправки Правительства«).
По словам заместителя руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) Сергея Аракелова, ранее субсидиарная ответственность для контролирующих лиц «сводилась к получению заведомо неисполнимого судебного акта о взыскании задолженности с номинального менеджера». Теперь роль судов «в сборе доказательств и создание обеспечительных механизмов сохранности активов» возрастает, цитируют чиновника «Известия«: «Новый закон позволит нам просить суд наложить арест не только на собственное имущество ответчика, но и на активы подконтрольных ему лиц».