Суд США, рассматривающий иск российского МТС-банка к бывшему топ-менеджменту обанкротившегося авиаперевозчика «Трансаэро», отклонил ходатайство одного из ответчиков о приостановлении процесса. Тот пытался доказать, что не является американским резидентом, так что не подпадает под юрисдикцию суда Флориды. Но суд, с учетом наличия у экс-акционера недвижимости в США, отклонил эти доводы и подтвердил свое решение о необходимости предоставления МТС-банку информации об активах бывшего менеджмента.
Суд Южного округа Флориды во вторник подтвердил свое решение от 6 июня, которым удовлетворил иск МТС-банка к владельцу и бывшему председателю совета директоров авиакомпании «Трансаэро» Александру Плешакову, бывшему первому заместителю гендиректора «Трансаэро» Александру Криничанскому и флоридской компании Sky Ocean International о раскрытии активов.
Тогда суд обязал ответчиков и флоридские филалы банков США в течение 28 дней дать показания и предоставить документы МТС-банку. В иске российского банка отмечается, что информация необходима для участия в процессе банкротства «Трансаэро» и будущих процессах в России и на Британских Виргинских островах по возврату долга, искажению отчетности «Трансаэро» и легализации незаконно полученных доходов. В частности, МТС-банк хочет получить от ответчиков информацию по дивидендам, займам, отчетности, недвижимости, о зарплатах и нематериальных благах, которые получали от «Трансаэро» ответчики, а также Ольга Плешакова и Татьяна Анодина (жена и мать Плешакова, также акционеры «Трансаэро»).
«Но один из фигурантов дела Александр Криничанский попытался доказать, что не подпадает под юрисдикцию американского суда, так как работает и проживает на территории России. Он подал ходатайство о приостановке действия судебного решения о раскрытии активов (текст постановления есть в распоряжении “Ъ”). В свою очередь суд в США утверждает, что на момент объявления банкротства в России в 2015 году, «Трансаэро» задолжало МТС-банку $57 млн, которые не возвращены по сей день. В то же время Александр Криничанский владеет во Флориде домом стоимостью около $1 млн.на его имя также зарегистрированы два автомобиля, он имеет официальный адрес в штате, зарегистрированный телефон и платит здесь налоги, говорится в материалах дела. Так что ходатайство было отклонено и, по решению суда, бывший топ-менеджмент обязан предоставить информацию о своих активах.
Напомним, «Трансаэро» был вторым по пассажиропотоку российским авиаперевозчиком, но из-за экономического кризиса компания к лету 2015 года не смогла обслуживать долг в 260 млрд руб. С сентября прошлого года пассажиров «Трансаэро» перевозил «Аэрофлот», а с 26 октября 2015 года Росавиация отозвала у компании сертификат эксплуатанта. В декабре 2015 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области ввел в «Трансаэро» процедуру банкротства — наблюдение. После того как у компании начались проблемы, ее основные акционеры, как сообщали источники “Ъ”, уехали за границу, опасаясь, что у государства и правоохранительных органов могут возникнуть к ним вопросы.
В число кредиторов компании помимо МТС-банка (долг — 4,1 млрд. руб.) входят Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Новикомбанк, МКБ, МИнБ, Абсолют-банк. Всего на конец мая в реестр кредиторов включены требования на 216 млрд руб., из них 97 млрд руб. — 23 банкам.
Лариса Саенко, Нью-Йорк
Как крах «Трансаэро» повлиял на банковскую систему России
Банк России готовит собственную систему оценки крупных заемщиков банков, с учетом которой будут формироваться резервы. Сейчас по одному и тому же заемщику размер резерва у банков может отличаться в несколько раз, как это было, например, с обанкротившейся авиакомпанией «Трансаэро». Новый подход позволит определить уровень резервирования исходя из совокупной долговой нагрузки заемщика и других факторов. Рейтинги получат все крупные компании, но точный круг их пока не определен.