Улан-удэнцам за год до краха банка «оформили» гигантские липовые кредиты
Почти год назад у БайкалБанка была отозвана лицензия, и его последующее банкротство продолжает быть в центре внимания общественности, поскольку многие вкладчики и клиенты так и не вернули назад свои средства или получили не в полном объеме.
И сегодня возникает вопрос: кто и когда, по каким схемам вывел деньги вкладчиков? Однако актуальность темы сегодня имеет значение не только для вкладчиков, но и для тех улан-удэнцев, которые после краха БайкалБанка вдруг обнаружили, что на их имя были оформлены крупные фиктивные кредиты еще в 2015 году, задолго до банкротства.
Срочная зачистка
По числу содержащихся в СИЗО Улан-Удэ московских банкиров БайкалБанка возникает предположение, что следствие серьезно рассматривает: единственной причиной краха банка явилось их антикризисное управление с 1 по 18 августа 2016 года. Однако это слишком простое объяснение того, что банк якобы можно обчистить и обанкротить всего за четыре недели. Ранее никогда в России банк не опустошали за столь короткий срок – у проблемных банков активы выводили многие месяцы и даже годы.
Напомним хронологию. После возникновения явных проблем в БайкалБанке бессменный председатель правления банка Вадим Егоров 2 июня 2016 года уходит в отпуск с последующим увольнением. В последующие два месяца банком руководит заместитель председателя правления банка Эржена Раднаева, являвшаяся заместителем Егорова с декабря 2005 года.
18 июля 2016 года председателем правления банка становится Виталий Авдеев, и уже 18 августа 2016 года у банка отзывают лицензию. Общество настойчиво убеждают: талантливый экономист-математик Вадим Егоров, возглавлявший банк 18 лет, успешно и, главное, честно руководил им, а какие-то заезжие менеджеры во главе с г-ном Авдеевым вдруг этот бизнес за три недели уничтожили.
Однако в распоряжение газеты попали удивительные документы, проливающие свет на весьма странные проводки в 2015 году на сотни миллионов рублей с такими структурами, как ООО «Байкальский Фондовый дом», ООО «Биллинг-центр», которые не оставляют камня на камне от первоначальной версии.
Привет от усопшего банка
В редакцию обратился пострадавший клиент банка, который, получив доступ к уникальным банковским документам, рассказал, что творилось в банке задолго до известных событий.
– В конце прошлого лета, когда в БайкалБанке сменилась власть, мне задали интересный вопрос: что я могу пояснить по поводу взятого в нем банковского кредита в 37 миллионов рублей, – рассказывает улан-удэнец Владимир. – Я был неприятно удивлен и сказал, что это ошибка – денег я не брал. Когда стали разбираться, мне показали кредитный договор от 18 декабря 2015 года, по которому я якобы получил 37 миллионов 13 тысяч рублей. Более того, полученные деньги ушли некоему ООО «Биллинг-центр» за покупку коттеджа в клубном жилом комплексе «Европа» на Верхней Березовке!
Как рассказывает Владимир, он указал, что его подпись на документе подделана, к тому же, кроме договора, нет ничего, что бы подтверждало получение кредита. Например, расходного платежного поручения. Причем не было и договора купли-продажи недвижимости ООО «Биллинг-центр» с якобы покупателем коттеджа, так же как и регистрации сделки в Управлении Росреестра по РБ.
Как рассказывает наш собеседник, около 15 лет назад он открыл в БайкалБанке счет, однако, поскольку уже много лет им не пользовался, забыл о нем. Но его данные, в том числе и подпись, никуда не делись и были использованы для сомнительных операций. Поэтому, чтобы обезопасить себя, он подал в Железнодорожный райсуд Улан-Удэ иск, который признал несуществующим его обязательство перед ПАО «БайкалБанк» по кредитному договору от 18 декабря 2015 года, а договор – недействительным.
Транзитом ушли в никуда
Детективная история имела дальнейшее продолжение. Владимир, подключив свои связи, смог получить оригиналы банковских проводок и обнаружил, что подобные «кредиты» на сопоставимые суммы якобы получили в ООО «Биллинг-центр» еще восемь улан-удэнцев. Выяснилось, что в БайкалБанке оформляли на ничего не подозревающих улан-удэнцев кредиты на крупные суммы. В декабре 2015 года деньги по липовым кредитам из банка поступали на счета ООО «Биллинг-центр» якобы на покупку коттеджей в КЖК «Европа». После этого вся сумма по всем восьмерым «заемщикам», а это без малого 285 миллионов рублей, в декабре того же года перегоняется на счет ООО «Байкальский Фондовый дом» по агентскому договору. Кстати, эта организация сегодня фигурирует в скандале с обманутыми улан-удэнскими заемщиками, взявшими ипотеку в БайкалБанке.
Добавим, по сведениям, полученным из компетентных источников, учредитель и одновременно директор ООО «БФД» работала в тот период в БайкалБанке. Впрочем, и ведущая бухгалтерию ООО «Биллинг-центр» также была не случайным человеком. Обе эти достойные женщины тесно связаны друг с другом, поскольку одновременно ударно трудились в отделе капитальных вложений БайкалБанка. Такие вот капитальные вложения.
Дальше – больше. 29 апреля 2016 года ООО «Билинг-центр» частично возвращает якобы полученные от Владимира деньги, перечисляя 33 750 800 рублей на его счет в БайкалБанке. Все оформляется как якобы частичный возврат ранее полученных денег. Естественно, что «возвращенных» миллионов он не увидел. Ими воспользовались другие. Причем деньги, якобы полученные Владимиром от ООО «Биллинг-центр», по документам ПАО «БайкалБанк» проходили как полученные по договору овердрафтного кредита № 16-020 от 08.04.2016. Надо полагать, таким же липовым.
В итоге на счета ООО «БФД» через ООО «Биллинг-центр» перегнали 285 миллионов рублей денег БайкалБанка и со счета ООО «Биллинг-центр» в качестве «возврата» прошли еще почти 34 миллиона рублей. Возникает резонный вопрос: кому же достались почти 320 миллионов рублей, которые по идее должны принадлежать вкладчикам БайкалБанка?
Ответ на этот вопрос могут найти правоохранительные органы. Мы же уже сейчас можем предположить: учитывая тот факт, что талантливые учредители и исполнители из ООО «БФД» и «Биллинг-центр» до сих пор находятся в Улан-Удэ в пределах досягаемости следствия, а не где-то на пляже в Майами, конечным получателем денег были явно не эти замечательные женщины. А кто-то другой, кто в декабре 2015-го мог отдавать им распоряжения. А они, возможно, просто не догадывались, куда ушли сотни миллионов рублей вкладчиков банка и к каким последствиям все это может привести. Как говорится, следствие покажет…
Станислав Сергеев, «Номер один»