БОЙТЕСЬ ДИРЕКТОРА, ДЕНЕГ ПРОСЯЩЕГО
Сижу в местном суши-баре — заведение на три пластиковых столика. Здесь у меня назначена встреча с обманутыми жителями. На каждом из них многомиллионные кредиты при зарплате в 15 — 20 тысяч рублей.
Заходят двое — Зоя А. и Сергей С. Вообще-то пострадавших больше, но только двое решились на встречу. Но попросили не называть их фамилий. Мол, вы уедете, а нам здесь жить.
— Мы стали жертвами местного коммерсанта Сергея Фабера, — начинает рассказ Зоя. — В 2014 году работали в магазине стройматериалов «Мега», где он был управляющим…
Фирма по местным меркам престижная. Платили по 25 тысяч в месяц. Это при средней зарплате в области 15 тысяч рублей.
В начале 2014-го Фабер как бы в шутку начал просить подчиненных оформить на себя кредит, чтобы поддержать родное предприятие. Миллион рублей. Обещал сам погашать заем.
Работяги вежливо отнекивались. Так, в уговорах, прошел почти год. А в декабре 2014-го шутки кончились.
— Фабер вызвал меня и заявил: либо еду с ним в банк, либо меня увольняют, — говорит Зоя. — Да еще пригрозил, что, если откажусь, нигде в городе работу не найду. Пришлось согласиться.
Ну ладно Зоя — слабая девушка. Мужа нет, больная мама. Но Сергей — мужик же. Где его решительное нет?
— А что я? — разводит руками парень. — Вызвали в кабинет, пригрозили. А у меня вот-вот должен был родиться ребенок. Мы с женой снимали квартиру. Терять работу никак нельзя.
Угрозами коммерсант заставил девятерых работников «Меги» влезть в огромные долги.
ОСТАП БЕНДЕР ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ
Все кредиты оформлялись в одном и том же филиале Россельхозбанка, в городе Узловая, рядом с Новомосковском. Людей привозили на машине — видимо, чтобы не передумали по дороге. В банке уже лежали заполненные от их имени документы — надо было лишь поставить подписи. Запуганные люди подписывали не читая.
Позже выяснилось, что коммерсант подал в банк фальшивые справки о доходах своих работников. По бумагам выходило, что Зоя, Сергей и другие получали по 90 тысяч рублей в месяц.
Кроме того, все они стали поручителями друг у друга! В итоге каждый отвечал не только за свой миллионный кредит, но и за чей-то еще. Сумма персональных долгов увеличилась до 3 — 4 миллионов.
Первые месяцы Фабер честно платил. Потом перестал. А 21 июня 2015 года исчез. Вместе с женой Ириной. Она сейчас на Украине, регулярно выкладывает фото в соцсетях. Возможно, и муж прячется в незалежной.
Фабер сорвал солидный куш. Кредиты сотрудников потянули, по данным следствия, почти на 11 млн. Плюс набрал долгов у земляков-предпринимателей. Всего не меньше 100 млн. рублей.
Строительный магазин после его бегства обанкротился.
— О том, что Фабер перестал платить, я узнала от коллекторов, — рассказала Зоя. — Они пришли ко мне домой и заявили, что я должна Россельхозбанку несколько миллионов. Потом дело попало к приставам, у меня арестовали счет.
А ДЕЛА НЕТ!
Уголовное дело не заводили год, рассказал Сергей С.
— В ОВД города Узловая с нами не хотели общаться. Мы даже не знали, кто следователь. Потом выяснили, что это Татьяна Сафонова. Только после жалобы министру внутренних дел и Генеральному прокурору уголовное дело наконец-то завели.
Пока правоохранители тянули время, с бывшими работниками строительного магазина судился Россельхозбанк. Излишне говорить, что все дела потерпевшие проиграли. Еду с ними в то самое ОВД. Надо же спросить, что наработано за два года. Фабера, кстати, даже в розыск не объявили!
Увы, дальше порога нас не пустили.
— Следователя нет, когда будет — неизвестно, — заявил дежурный.
— Вот так всегда, — говорит Зоя. — Трубку они не берут. Лично не встретишься.
Явное беззаконие, фальшивые справки о доходах — почему же полиция так пассивна? У отчаявшихся людей свое объяснение: все, мол, повязаны.
ОБМАНУТЫХ — ТЫСЯЧИ
В трудный момент жителей Новомосковска поддержали… судебные приставы. Конечно, они забирают имущество должников — работа такая. Но, видя реальное положение, дают советы, как обойти систему.
— Мы можем прийти в квартиру и оценить какие-то хорошие вещи в тысячу рублей, — при мне говорит Зое пристав из Новомосковска Ирина Читаева. — У тебя будет возможность выкупить имущество на месте. И все. Второй раз описывать вещи нельзя. А больше брать у тебя нечего. Дело закроют.
Только в Новомосковске жертвами кредитных аферистов стали несколько сотен человек.
— Бывает, приходишь за миллионным долгом, а дверь открывает безработный инвалид, — продолжает пристав. — Или откровенный алкоголик. Думаю, легально им бы кредиты не дали.
В управлении МВД по Тульской области слова пристава подтвердили.
— У нас по области несколько тысяч потерпевших, — признался один из офицеров, попросив не указывать его фамилии. — Дела сложные. Надо доказать, что потерпевшие не в сговоре с аферистами. Иногда удается поймать преступников. Например, в прошлом году осудили трех работников банка из Новомосковска. Женщины были в сговоре с местным коммерсантом. Сотрудникам бизнесмена выдали кредитов на 1 млн. 400 тыс. рублей.
А еще был случай в Узловой. Банкир оформил четыре кредита на грузчиков. Подделал подписи в договоре. Работяги доказали свою невиновность графологической экспертизой.
Покрывать хапуг в банке не стали.
— Все работники, причастные к выдаче нелегитимных кредитов, уволены, — сообщили «КП» в пресс-службе Россельхозбанка.
КСТАТИ
Дурят по всей стране
Похожие случаи происходили в Бурятии, Дагестане, Ингушетии, Орле, Самаре, Краснодарском крае… Везде замешаны банковские служащие, связанные с аферистами. И схема та же: где-то надавят, где-то обведут вокруг пальца — то одного человека, то десяток. Особо отличилась некая Людмила Чернакова из города Котлас Архангельской области. Она обманула более 200 человек. Уговорила их набрать кредитов на 70 млн. рублей, а деньги отдать ей! Как водится, обещала гасить долги. Мошенница на скамье подсудимых, но расплачиваться с банками предстоит не ей, а обманутым котлашанам.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
Увы, оспорить законность договора будет непросто.
— Если человек взял у банка деньги, их надо возвращать, — говорит юрист Натан Будовниц. — Обманутые имеют право подать в суд на бывшего работодателя и потребовать от него компенсации убытков. Но с Фабером потерпевшим надо разбираться отдельно, с банком — отдельно. Такого, чтобы они вышли из игры, а финансисты напрямую потребовали возврата денег от управляющего, не получится.
И еще. Статья 179 Гражданского кодекса РФ позволяет признать недействительной сделку, совершенную под воздействием насилия и угрозы.
СОВЕТ «КП»
Как избавиться от кабалы
Теперь единственный выход для пострадавших — персональное банкротство. Написать заявление в Арбитражный суд может любой, у кого платежи просрочены на три месяца. В начале процедуры надо заплатить 25 тысяч рублей арбитражному управляющему — эти деньги будут лежать на счете суда, их перечислят управляющему, когда он завершит дело о банкротстве.
Если у должника есть машина, дача или другое существенное имущество — все это пойдет с молотка. Когда у человека не останется собственности, долг с него будет списан.
— Категорически не соглашаться! — советует юрист Натан Будовниц. — Надо обращаться в полицию и трудовую инспекцию с жалобой на босса. Если не сработает на городском уровне — жаловаться в область. Потом в МВД или Генпрокуратуру. Пока кредитный договор не оформлен, еще можно найти выход. А если бумаги подписаны, то все усложняется.