Над стратегически значимым для оборонки проектом Евгении Даутовой кружат три госкорпорации, которым предстоит договариваться
Суд ввел на казанском заводе Евгении Даутовой первую банкротную процедуру — наблюдение. Теперь «КЗСК-Силикону» назначат временного управляющего, который соберет кредиторские требования. Первые в рядах — госкорпорации «Внешэкономбанк» и «АСВ» как правопреемник «подвисшего» Спурт Банка. При этом «Ростех», на который так рассчитывали казанцы, почему-то отнюдь не спешит прискакать на белом коне спасителя.
ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЛЯ КАЗАНСКОГО СИЛИКОНА
Как стало известно «БИЗНЕС Online», накануне Арбитражный суд Татарстана ввел на АО «КЗСК-Силикон», недостроенном заводе по производству герметиков в Казани стоимостью 13,7 млрд. рублей, первую стадию банкротства — процедуру наблюдения. Причиной стали иски от нескольких подрядчиков — московского ООО «Метар Инжиниринг», казанских ООО «Зольт-Гидротехника» и ООО «Производственная фирма „Химик“», кемеровского ООО ИК «Спецкомплектация». Их требования, по нашей информации, относительно невелики — несколько десятков миллионов рублей в совокупности. Тем не менее суд согласился с требованиями кредиторов.
Старт оздоровительной процедуры на заводе в корне меняет расклад по судьбе всей группы активов Евгении Даутовой. Напомним, что «КЗСК-Силикон» «заморожен» с начала 2016 года — тогда его главный инвестор, Внешэкономбанк, прекратил финансирование из-за двукратного роста строительной сметы. А в апреле второй серьезный актив предпринимательницы — Спурт Банк — оказался под управлением АСВ после внезапной информационной атаки, опустошившей кассы банка. АСВ ввело мораторий на удовлетворение требований кредиторов Спурта до 28 июля.
У Даутовой остался последний шанс выпутаться из всех неприятностей за счет продажи недостроя сторонним инвесторам. О «будущем собственнике» предприятия прямо упоминал президент РТ Рустам Минниханов. Кто наиболее вероятный покупатель — тоже не секрет. «Мы работаем с „Ростехом“ и с другими предполагаемыми претендентами на роль стратегического инвестора, но „Ростех“ здесь выглядит наиболее вероятной кандидатурой», — заявлял нашему изданию гендиректор «КЗСК-Силикон» Владислав Клиенков.
Сама госкорпорация переговоры, впрочем, никак не комментировала. Однако «БИЗНЕС Online» стало известно, что ее представители весной приезжали на площадку «КЗСК-Силикон» и, кроме того, провели переговоры с ВЭБом. По нашей информации, инвесторам понравилась площадка завода, на которой уже готова добрая половина построек и оборудования, однако схема решения проблемы, как видим, затянулась.
Теперь ситуация изменилась: судебное решение предписывает всем заинтересованным сторонам участвовать в процедуре финансового оздоровления. Как рассказал нам источник, близкий заинтересованным сторонам, приблизительный ход событий будет следующим. «КЗСК-Силикону» назначат временного управляющего, который начнет собирать требования кредиторов. Крупнейшим кредитором станет Внешэкономбанк, который уже вложил в стройку 3,2 млрд. рублей. После него — агентство по страхованию вкладов как представитель кредитора Спурт Банка (как известно, АСВ, объявляя мораторий в банке, назвало причиной слабого состояния банка именно кредитование непосильного для него проекта). Сколько денег потребует АСВ, сказать сложно: известно лишь, что двум заводам — КЗСК и «КЗСК-Силикону» — Спурт Банк выдал порядка 6–8 млрд. рублей. Затем, конечно, следуют все подрядчики, имеющие претензии к заводу. Явно заинтересованным лицом выступит минпромторг России как куратор проекта — половина акций завода принадлежит Росимуществу. Сформировав список требований, временному управляющему нужно будет сформировать опись имущества завода и оценить его. Вся эта процедура может быть достаточно длительной — до нескольких месяцев.
«Сейчас на этом этапе надо понять, какие есть обязательства, какое есть имущество и кто является заинтересованным лицом в этой процедуре. Решений и сценариев может быть очень много», — говорит наш источник.
Евгения Даутова не смогла вчера прокомментировать события — она находилась в Москве. Гендиректор «КЗСК-Силикон» Владислав Клиенков не взял трубку сотового телефона. Не откликнулись на наши запросы и другие участники событий — Внешэкономбанк, «Ростех» и минпромторг России.
Все клонится к менее радужным, зато крайне прагматичным вариантам развития событий, позволяющим стройке стоять уже почти полтора года, — в их пользу свидетельствует крайняя неспешность инвесторов
СТОП-БАНКРОТСТВО ИЛИ СКУПКА С ТОРГОВ?
Действия стратегических инвесторов на этапе процедуры наблюдения решат судьбу проекта. Безусловно, всегда остается позитивный вариант для бизнес-группы Даутовой: при желании ВЭБ или «Ростех» могут заплатить срочные требования кредиторам, тем более что они невелики. «Я не исключаю, что если в этой формальной плоскости действительно есть серьезные намерения инвесторов войти в проект, то они войдут. Это очень просто — заплатить всем кредиторам, именно срочным, у которых есть уже судебные решения на руках, и все. И процедура наблюдения сразу же закончится, так и не начавшись», — рассуждает собеседник «БИЗНЕС Online».
Однако все клонится к менее радужным, зато крайне прагматичным вариантам развития событий, позволяющим стройке стоять уже почти полтора года, — в их пользу свидетельствует крайняя неспешность инвесторов. Как ВЭБ, так и «Ростех» теоретически могут дождаться, когда плод созреет и сам упадет в руку, то есть выкупить завод на торгах с привычным для банкротных процедур дисконтом, по копеечной цене и очищенным от долгов.
Это, по нашим сведениям, понимают и в самом «КЗСК-Силиконе», однако надеются на лучшее. «Если убрать эмоции, такая логика тоже может присутствовать. Но она не такая прямолинейная, потому что здесь много заинтересованных сторон. Подрядчикам, например, могут предложить забрать свои деньги с дисконтом, а они уже будут думать. И АСВ — мощная госструктура, которая считает государственные деньги. За ними наблюдает Счетная палата. Я думаю, у них какой-то компромисс возможен», — говорит наш источник.
«Если дойдет до процедуры банкротства предприятия, то это не обязательно станет его концом. Скорее наоборот — можно будет списать безнадежные долги и начать, что называется, с чистого лица. Тот же „Ростех“ сможет прибрать его в свои руки недорого в виде комплекса имущества на торгах и достроить, создав новое юрлицо, — приходит к похожим выводам эксперт-аналитик АО „Финам“ Алексей Калачев. — Поскольку ВЭБ и отчасти АСВ будут контролировать процедуру банкротства как самые крупные кредиторы, то, возможно, им удастся и иначе урегулировать ситуацию, договорившись с „Ростехом“. Три госкорпорации могли бы разрешить все между собой. В любом случае, пройдя процедуру банкротства до конца или выйдя из нее досрочно, предприятие, если госструктуры сочтут, что его производство необходимо, может состояться, хотя бы даже и в виде нового юридического лица».
«В отношении Спурт Банка я бы не был столь оптимистичен — из проблемных банков последних лет мало кого стали реанимировать, по большей части их ликвидируют, — добавляет Калачев. — Перспективы Евгении Даутовой сохранить хотя бы один из бизнесов в своей собственности мне представляются сомнительными, а уж надежда реанимировать оба — и вовсе призрачной».
«ЕСТЬ ИДЕИ, КАКИМ ОБРАЗОМ ЭТОМУ ПРОЕКТУ НЕ ДАТЬ УПАСТЬ»
Напомним, что 51% АО «КЗСК-Силикон» принадлежит совершенно самостоятельному промышленному предприятию бизнес-группы Даутовой, 49% — Росимуществу. Стройка «КЗСК-Силикон» стоимостью в 13,7 млрд. рублей притормозилась в начале 2016 года из-за приостановки финансирования со стороны ВЭБа, который засомневался в финансовой составляющей «КЗСК-Силикон» (и было из-за чего — в конце 2014-го подоспел валютный скачок, и капстроительство в один миг удорожало вдвое), а затем почти полгода проводил собственную экспертизу. Тем временем работы на «силиконовой площадке» шли потихоньку: на сегодняшний день часть выполнена наполовину, другая же часть — более чем на 80%.
Наконец, в ноябре 2016 года Внешэкономбанк объявил о жизнеспособности проекта и о его продолжении, однако при условии привлечения дополнительного соинвестора. Позднее появилась информация об интересе к активу «Ростеха», который сама госкорпорация предпочитала не комментировать. В мае 2017 года глава ВЭБа Сергей Горьков посетил площадку казанского завода и подтвердил свои намерения спасти стройку. «Мы провели переговоры и с Рустамом Нургалиевичем [Миннихановым]. У нас есть идеи, каким образом этому проекту не дать упасть, как его реанимировать», — заявлял он корреспонденту «БИЗНЕС Online».
По нашим данным, руководство «Ростеха» и Внешэкономбанка обсуждало судьбу казанского проекта Даутовой и, вероятно, руководители посетят Казань еще раз, чтобы принять совместное решение. Что ж, казанской стороне не стыдно показать построенные промплощадки, а за освоенные деньги завод уже успешно отчитался. Похоже, теперь дело за лоббистскими способностями руководства Татарстана и самой бизнес-вумен.